Как научить детей ценить деньги?

№104-1,

экономические науки

Статья посвящена вопросам правильного воспитания детей финансовой грамотности. Главная задача статьи определить какую роль в финансовой грамотности детей играют родители, выяснить наилучшие варианты, как научить ребенка ценить деньги. Актуальность данной статьи заключается в том, что вопрос финансовой грамотности детей был и остается актуальным по сей день, поэтому в данной статье были разработаны рекомендации о том, как научить детей ценить деньги. Также выяснена значимость родителей и методы этих самых родителей в становлении ребенка финансово грамотным.

Похожие материалы

Введение

Каким образом родителям научить своего ребенка ценить деньги? Многих проблем с деньгами можно было бы избежать если бы дети в раннем возрасте научились ценить деньги и освоили навыки правильного обращения с деньгами. Однако, к великому сожалению, финансовую грамотность не преподают в школе, да и родители, если говорить объективно весьма редко учат своих детей практичному отношению к личным финансам. Наверное, это происходит потому, что родители сами тоже не могут похвастаться данным умением. В данной статье мы поговорим о том, как научить своих детей ценить деньги и правильно с ними обращаться.

Постановка задачи

В данной статье была рассмотрена такая значимая на данный момент тема о том, как правильно научить детей ценить деньги, а также были разработаны рекомендации по воспитании у ребенка финансовой грамотности. Основная задача статьи — рассмотреть значимость влияния родителей на финансовую грамотность детей.

Теория

Сегодня мы живем в эпоху «культа денег», когда критерием социального успеха является высокий уровень его материального достатка и высокая зарплата и доход. Но даже несмотря на это, на этот «культ денег», мало кому из родителей удается воспитать у детей навыки правильного обращения с деньгами. Взрослые и дети отлично умеют бездумно и беззаботно расходовать свои деньги и разбрасывать их направо и налево, однако они не умеют их сохранять и преумножать их количество. Возникает вопрос: «Как помочь своему ребенку стать финансово грамотным и войти во взрослую жизнь с правильными денежными навыками?»

Ну начнем с того, что взрослые не должны делать все за своего ребенка, пусть он сам отвечает за свои деньги. Допустим на те деньги, которые он получил на карманные расходы, на обеды, на свои секции и прочее. Передайте ему полную ответственность за те деньги, которые вы ему отдали, само собой он ошибется, потратив их не по назначению, и это нормально. Ведь только на этих реальных примерах можно научиться что-то правильно делать. Нельзя научиться плавать на берегу, все равно рано или поздно придется войти в воду и попробовать плыть. Точно также и с деньгами. Необходимо давать ребенку количество денег, которое вы считается возможным на то, что ваш ребенок ошибется при управлении ими. После чего можно разобраться вместе с ним что произошло, и сделаете правильные выводы, но только не переусердствуйте с выдачей финансов, иначе у ребенка может воспитаться эгоизм, и выводов он так и не научиться делать.

Если вы думали, что в процессе становления ребенка финансово грамотным, главную роль играет только ребенок, то вы сильно ошибаетесь. Ведь родитель также играет ключевую роль, так как он должен показывать все это на своем примере, так как дети смотрят на своих родителей и повторяют ровно то, что делают их родители. Показывайте и разъясняйте на доступном для ребенка в его возрасте языке, что именно и почему вы делаете со своими деньгами. Возвращаясь к предыдущему пункту, ребенок, услышав ошибку, поймет, что вы делаете со своими деньгами, что вам позволяет сохранять деньги, обеспечивать семью деньгами, полномерно расходовать деньги.

Также одним из необходимых пунктов в воспитании ребенка финансовой грамотности является, то как научить ребенка копить деньги. Для этого можно завести банальную копилку для денег или же как пример можно взять прозрачную стеклянную банку. Это позволит ребенку увидеть, как она наполняется деньгами, которые были туда им положены, для того чтоб она стала его копилкой. Когда деньги попадают в эту банку, то видна динамика ее наполнения, что является хорошим наглядным примером.

Следующим моментом хотелось выделить то, что необходимо учить ребенка копить деньги под конкретную цель. Это обязательно нужно проработать с ребенком, потому что копить деньги ради простого их накопления и увеличения их количества, это наверняка глупо, это не дает мотивацию делать что-то долговременно, это значительно усиливает мотивацию к освоению новых финансовых навыков, таких как зарабатывание, экономия, поиск скидок и прочее. И как было сказано выше, не интересно копить деньги только ради их количества. Дело в том, что дети мыслят образом, картинками, поэтому необходимо найти картинку цели или распечатать ее фото на принтере и приклеить ее для наглядности рядом с банкой-копилкой. Это придаст ребенку импульс и желание получить заветно условную машинку или же куколку, а также у него появится желание копить деньги. Да, для начала это могут быть всего лишь игрушки, однако все это поможет ребенку в дальнейшем копить финансы уже на более значимые вещи, такие как машина, дом и прочие вещи.

Еще одним моментом должно быть то, что нужно научить ребенка совершать покупки из собственных средств. Если ребенок просит что-то купить, предложите ему оплатить данную покупку из его личных денег. Для этого допустимо даже лезть в копилку и это позволит нам учить ребенка делать выбор, что делать: потратить деньги сейчас или же накопить на желанную цель, на ту картинку, которая прикреплена к банке-копилке. Это позволит ребенку освоить закон «причины-следствия», где каждое действие имеет свое последствие, не всегда хорошее для достижения цели.

Результаты эксперимента

Однако помимо того, что постоянно обеспечивать ребенка финансами, есть также еще один способ, который поможет ребенку научить ценить деньги — это помочь ему найти работу! Если вы подумали, что все зависит от возраста, то вы сильно ошибаетесь, да безусловно заставлять работать 3-х или же 4-х летнего ребенка бред, однако уже в возрасте с 6ти лет- это возможно. И если вы подумали, что работа — это работа на какого-либо «дядю» в какой-нибудь фирме, то это — ошибочное мнение! Ребенок может работать даже на своих родителей, помогая выполнять им какую-либо работу, где-то до 10-12 лет, за что родители по своему усмотрению могут плотить ребенку.

Проведя опрос среди 10 человек, которым было задано 2 вопроса, считают ли они что детей должны учить ценить деньги родители и нужно ли работать детям, статистика показывает, что в 1-ом случае 80% сказали, что родителям необходимо учить детей, а во 2-ом случае 70% проголосовали, что ребенку нужно работать, дабы понять всю трудность получения денег и их ценность.

Выводы и заключение

В заключении хочу сказать, что необходимо, как можно раньше говорить с ребенком о деньгах, также необходимо упомянуть, что практика намного лучше теории, лучше делать, а не говорить, однако нужно не забывать о том, что именно родитель является примером для своего ребенка, успешный родитель легко сделает успешным и своего ребенка.

Список литературы

  1. Гольдберг Л.А., Озерова И.В. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. Книга для умных родителей // Вектор, 2008 г. №10-12.
  2. Как родителям научить своего ребенка ценить деньги? [Электронный ресурc]. — Режим доступа: http ://www.youtube.com/watch?v=tbRza2I_Be0 (дата обращения 17.04.2019)
  3. Беляева Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации. Челябинск, 2008. С. 10-11.