Лесозаготовительная промышленность является основой для остальных отраслей лесной промышленности. Лесозаготовительная промышленность подразумевает под собой, непосредственно, саму заготовку, последующую вывозку древесины, первичную обработку и частичную переработку лесоматериалов и отходов лесозаготовки.
Российская Федерация одна из самых богатых лесными ресурсами стран. В рейтинге по запасам древесины Россия находится на первом месте (1,95 млрд. акров). Но даже с таким высоким потенциалом процент от общей мировой промышленности уменьшается с каждым годом.
На территории Российской Федерации лесные массивы занимают 1181,9 млн. га, но к эксплуатации доступны 42% — 327 млн. га. На начало 2009 г вывозка древесины в России сократила на 15% по сравнению с началом 2008 г, производство деловой древесины сократилось на 21%, об этом упоминается в распоряжении Lesprom Network сообщении Росстата.
Лесозаготовительная промышленность, как обнаружилось в 2013г. не получила особой поддержки со стороны государства. В связи с этими были внесены более пятидесяти актов, но главным является типовой договор. В этом договоре точно описаны все обязательства арендатора, мероприятия, которые нужно проводить для того, чтобы защищать, охранять и воспроизводить леса. Предположительно будут установлены четкие критерии по поводу защищенных участков леса. В этих участках будет введен запрет на рубку в промышленных целях.
Если заходит речь о продлении договора, то предпочтения отдают организациям:
- без наличия нарушений;
- проводят тщательную обработку древесины;
- производят качественную и высококачественную продукция, из полученного материала.
Соблюдая все вышеперечисленные требования, организация может участвовать в тендерах и, соответственно, побеждать в них.
Так же были созданы учреждения, занимающиеся рядом работ по охране, защите лесов и лесовоспроизводству, непосредственно под контролем государства.
Для привлечения в лесопромышленный комплекс малый и средний бизнес государством активно разрабатываются законодательные акты, направленные на создание новых рабочих мест в областях.
Важным критерием является контроль сферы государством для регулирования оборота лесоматериалов.
Создание системы ЕГАИС по учету сделок с древесиной (Единая государственная автоматизированная информационная система) позволяет сократить объем нелегальной заготовки древесины и незаконной вывозки древесины за границу. Также ужесточилась административная и уголовная ответственность за нарушения права в лесном секторе, срок давности для привлечения к ответственности увеличился.
Предприятия арендуют определенные участки непосредственно под производство. Несмотря на свои огромные ресурсные возможности, инфраструктурный дефицит лесозаготовительной промышленности и неразвитость всего ЛПК России в целом, негативно влияет на интенсивность лесопиления. Даже с учетом того, что лесные ресурсы достаточно дешевое сырье, лесозаготовка все же уже несколько лет считается слабым звеном лесной промышленности, а большая часть леспромхозов — убыточными.
Оборудование и технологии, применяемые на предприятиях в большей своей части морально и физически устарели. Но эти факторы не сравнятся с острой нехваткой лесовозных дорог. Именно поэтому, на сегодняшний день, мы наблюдаем в лесозаготовительной отрасли инфраструктурный дефицит. Без постройки новых лесовозных дорог увеличение вырубки леса затрудняется и замедляется, но зато повышается стоимость леса для потребителей, т.к. транспортные издержки велики.
Строительство лесных автомобильных дорог с использованием новых эффективных технологий и материалов увеличивает надежность и сроки службы дорожных сооружений, способствует росту технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог, снижает стоимость дорожных работ и повышает экологическую безопасность на дорогах.
Необходимо разрабатывать экономичные дорожные конструкции и технологии строительства дорог. Содержать существующую сеть лесных дорог в соответствии с техническими нормативами. Затраты на содержание дорог во много раз меньше стоимости их строительства. Содержание дорог в хорошем проезжем состоянии дает возможность снизить транспортные затраты на 15-30 %, а ресурс лесовозных автопоездов значительно возрастает.
Даже если какое-то время лесная дорога не эксплуатируется, все равно периодически следует выполнять необходимый минимум работ по ее содержанию. Предание дороге забвению ведет к быстрому их зарастанию как следствие к отсутствию дорог в освоенных прежде лесосырьевых базах. И вновь приходиться строить лесные дороги, где они уже были однажды построены. А острая потребность в лесных дорогах была особо продемонстрирована лесными пожарами летом 2010г.
Строительство лесных автомобильных дорог с использованием новых эффективных технологий и материалов увеличивает надежность и сроки службы дорожных сооружений, способствует росту технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог, снижает стоимость дорожных работ и повышает экологическую безопасность на дорогах.
С того момента, как государство стало сдавать лесные участки в аренду, финансирование лесовозных дорог полностью упало на плечи арендаторов. И как результат предприятия строят достаточно мало лесовозных дорог еще и без твердого покрытия, чтобы сократить расходы. Как говорят сами руководители предприятий — без господдержки — строительство лесных дорог очень дорогое удовольствие.