Лидерский потенциал разыгрывающего студенческой баскетбольной команды как один из факторов эффективности ее выступления

№62-2,

педагогические науки

В статье рассматривается проблема лидерства в спортивно-игровой деятельности, раскрыты типы, функции лидеров, их признаки, условия выдвижения лидера в студенческой баскетбольной команде.

Похожие материалы

Студенческий баскетбол на современном этапе предъявляет высокие требования к участникам игровой деятельности по причине заметного повышения уровня команд и уровня индивидуальной подготовки игроков чемпионата АСБ [5]. В виду весьма заметного в последнее время прогресса студенческого баскетбола в России, особенно актуальным становится вопрос изучения повышения эффективности соревновательной деятельности команд, значении не только физической, технической, тактической, психологической подготовки баскетболиста-студента, но и роли лидеров в команде, способных повести за собой партнеров, взять на себя ответственность в решающие моменты матча.

Совместная, взаимосвязанная деятельность членов спортивной команды выдвигает потребность в руководстве этой командой. В ней необходимо наличие лидера, которому будут подчиняться другие члены коллектива. Наличие лидера в команде обеспечивает эффективность деятельности, отсутствие же такового ведет к неудаче [1]. Лидерство крайне необходимо для эффективной организации и координации взаимодействия студентов-баскетболистов в соревновательной деятельности.

Лидерство в спорте выступает как механизм, связывающий действия членов спортивной команды, координирующий и направляющий усилия игроков для достижения командной цели [2].

Т.Т. Джамгаров и В.И. Румянцева подчеркивают, что в случае удачного завершения игрового эпизода лидером, происходит подкрепление лидерского статуса, который складывается путем ряда попыток выполнения функций лидера [2].

Выделяют 3 функции лидера [2]:

  1. Организационная функция состоит из следующих элементов действий и поведения: постановка цели, организация принятия решения, планирование путей, способов и средств достижения актуальных (ситуативных) и перспективных целей команды. Лидер распределяет функциональные роли и обязанности между участниками командно-игровой деятельности, устанавливает пути коммуникации между членами команды, побуждает к конкретным действиям, поступкам в реальных ситуациях спортивной борьбы. Основное содержание организационной функции — координация, согласование совместных усилий членов спортивной команды относительно цели в пространственных и временных характеристиках деятельности.
  2. Информационная функция лидера предполагает сбор, переработку, хранение информации и своевременное осведомление участников командно-игровой деятельности. Данная информация должна содержать сведения об актуальных и отсроченных целях и задачах спортивной команды. При осуществлении информационной функции лидер знакомит партнеров с возможностями и потребностями команды, оповещает о распределении функций и ролевых обязанностей, ответственности в предстоящей деятельности. Знакомит с аналогичной информацией о соперниках. Лидер — это центр и источник информации для членов команды, причем часть информации получает и от них. Эта информация оказывает значительную степень влияния на решение командных задач.
  3. Функция социализации включает управленческие воздействия лидеров, направленные на формирование социально значимых и одобряемых норм, навыков, привычек, умений в поведении спортсменов в соблюдении ими, например, принятых в команде традиций и ритуалов. При выполнении данной функции лидеры формируют благоприятный психологический климат в команде. Формирование ценностных установок, социальных диспозиций, устойчивых мотивов поведения, использование лидером позитивных и негативных санкций, обучение организаторским навыкам и умениям входит в состав функции социализации. Данная функция, в целом, осуществляет процесс социализации спортсмена в команде, контроль, коррекцию этого процесса, предусматривает усвоение, соблюдение спортсменов конвенциальных норм поведения. Функция социализации несет и важное воспитательное значение, что особенно актуально в отношении учащихся образовательных учреждений.

Помимо функций лидера спортивной команды, выделяют также признаки, характерные для него:

Первым признаком является принадлежность его к группе, в которой он выдвинулся на позиции лидера. Это значит, что лидер обязательно должен быть включен в иерархическую структуру группы.

Вторым его признаком является то, что своими действиями он способствует достижению групповой цели. Однако именно по этому пункту и существует сложность в выделении лидеров, так как последнему признаку соответствуют три варианта:

  1. Своими действиями член группы способствует достижению групповой цели в большей мере, чем другие (например, игрок, забивающий больше всего голов);
  2. Своими действиями член группы способствует достижению другими членами групповой цели (например, удачно сыграв в защите, лидер может воодушевить всю команду);
  3. Своим руководством член группы способствует достижению другими членами группы общей цели.

Третьим признаком лидера является его инициативность: он берет на себя добровольно значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное соблюдение предписаний, общепринятых норм, практических разработок на игру.

Четвертым признаком лидера является желание или необходимость членов группы подчиняться ему [1].

Лидерство находится в тесной связи с внутренней структурой неофициального воздействия на управление спортивной командой кого-либо из ее членов. Лидер — это спортсмен, принимающий на себя ответственность за решение групповой задачи в сложных, рискованных ситуациях. Лидеры в студенческой баскетбольной команде — это пример для остальных игроков, стимулирующие и организующие деятельность ведомых. При этом явно заметно опосредованное и непосредственное влияние лидера на партнеров, на их действия, поступки и поведение. Вместе с тем, влияние и воздействие лидера на остальных членов баскетбольной команды имеют взаимосвязанный характер, что говорит об активном участии ведомых в игровой деятельности. Необходимо также отметить, что значительное влияние на успешное завершение игрового эпизода в баскетболе оказывает степень понимания ведомым смысла конкретной игровой задачи, как им реализуется его понимание ситуации и задачи в условиях коллективного взаимодействия.

Лидеров можно условно классифицировать на деловых, эмоциональных и негативных. Деловым лидером в баскетбольной команде будет являться игрок с высоким уровнем технической, физической, тактической подготовленности, обладающий умением повлиять на партнеров в напряженный момент матча и принимающий на себя ответственность за исход соревновательных событий. Деловым лидером, как указывают Т.Т. Джамгаров и А.Ц. Пуни, будут являться спортсмены, выполняющие ведущие функциональные роли в команде [4].

В баскетболе таким лидером будет являться разыгрывающий — игрок, организующий действия всей команды, осуществляющий руководство действиями партнеров в нападении [3]. Разыгрывающий — лидер должен обладать умением формирования правильного отношения к конфликтам, возникающим в команде, что в свою очередь, возможно только при наличии у него авторитета.

Авторитет имеет двоякое значение. С одной стороны, авторитету стараются подражать, с другой стороны, с авторитетом легче соглашаются, ему верят.

Авторитет можно рассматривать по двум параметрам — по деловым качествам (авторитет специалиста) и по эмоциональным (авторитет человека). Как будет видно из дальнейшего, в большинстве случаев авторитет по спортивным и человеческим качествам сочетается, однако бывают и расхождения. Поэтому лидерами-капитанами могут быть и не самые сильные игроки в команде. Конечно, идеальными являются случаи, когда спортсмен имеет авторитет и как специалист, и как человек. Здесь многое зависит от того, как себя ведет со своими партнерами по команде игровой лидер. Практика показывает, что совмещение всех функций лидера в одном человеке бывает редко.

Итак, наличие авторитета — важное условие выдвижения в лидеры.

Перечислим факторы, влияющие на выдвижение лидера:

  1. Ситуация, требующая лидера, способного управлять группой в данных условиях;
  2. Наличие человека, отвечающего по своим характеристикам сложившейся ситуации;
  3. Желание группы подчиняться этому человеку.

Конкретно для спортивной деятельности необходимыми для лидера характеристиками являются:

  1. Наличие авторитета по деловым и личностным качествам;
  2. Наличие устойчивости к экстремальным ситуациям, инициативность и заряженность на победу;
  3. Выполнение в команде роли «ключевого» игрока

Выдвижение в лидеры игроков-студентов без учета этих факторов (а неформальный лидер должен, по мнению Е.П. Ильина [1], обязательно соответствовать первым двум условиям) может приводить к обратному результату. Мало того что команда остается без лидера. И сам выдвинутый в лидеры игрок-студент попадает в тяжелые условия.

Его субъективное «я» (представление о своей внутренней — сущности, стремлениях, возможностях) может вступить в конфликт с социальной ролью личности (в данном случае — с ролью лидера). У него возникает состояние психического напряжения. Студент-баскетболист будет переживать, что он не оправдывает ожидания тренеров-преподавателей и партнеров по команде, и в результате не только не помогает товарищам, но и сам начинает выступать хуже. Другая, не менее сложная ситуация складывается в том случае, когда игрок-студент сам стремится занять место лидера, не имея на это объективных оснований.

Часто стремление к лидерству одного из членов спортивной команды не принимается ею. У личности возникает внутренний конфликт, обусловленный несоответствием уровня притязаний на ведущую роль в группе и истинным положением в ней этого человека. В этом случае снять возникающее у человека психическое напряжение можно простым путем, делая такого игрока время от времени (в неэкстремальных ситуациях) формальным ситуативным лидером (давая ему какое-либо поручение, связанное с руководством членами команды и т. п.).

Таким образом, возможны три ситуации выдвижения игрока-студента на роль лидера в баскетбольной команде:

  1. Спортсмен хочет быть лидером в команде, но команда не принимает его лидерство;
  2. Команда выдвигает игрока-студента в лидеры, а он сам к лидерству не стремится (в этом случае спортсмен либо молчаливо соглашается с ролью лидера, либо стремится избавиться от нее);
  3. Стремится быть лидером и команда поддерживает его.

Последний случай, очевидно, самый оптимальный, свидетельствующий об имеющихся у студента-баскетболиста лидерских способностях (организационных, тактических и т. п.)

Лидер — разыгрывающий студенческой баскетбольной команды оказывает существенную помощь тренеру-преподавателю в решении игровых задач: к примеру, анализ групповой деятельности студенческих баскетбольных команд [2] выявил, что лидер-разыгрывающий в 42% случаев организует передачи мяча, в 22% — передвижения партнеров, в 12% -выполнение бросков, в 11%-наигранные комбинации; в случае неполного распределения внимания тренером-преподавателем между игроками-студентами, лидер- разыгрывающий восполняет этот недостаток, что в целом положительно для эффективности взаимосвязанной деятельности команды.

В заключение необходимо отметить, что ряд лидерских качеств можно развить. Для этого используют соревновательные ситуации, создаваемые искусственно. При формировании студенческой баскетбольной команды тренер-преподаватель должен стремиться найти потенциального лидера, выдвигая игроков-студентов на ключевые позиции. С большой уверенностью можно сказать, что скорее всего это будет игрок, выполняющий роль разыгрывающего — организатора действий партнеров в нападении.

Наличие лидеров в студенческой баскетбольной команде не только необходимо для эффективной организации и координации взаимодействия студентов-баскетболистов в соревновательной деятельности, но и позволит регулировать отношения ее членов, носящих неофициальный характер, что также положительно отразится на соревновательной деятельности команды.

Напротив, отсутствие в студенческой баскетбольной команде лидеров расценивается как признак низкого уровня ее самоорганизации и самоуправления. При этом закономерны, хотя и неожиданны на первый взгляд, поражения в ответственных матчах.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  2. Джамгаров Т.Т. Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с.
  3. Калита М.В. Особенности подготовки баскетболистов-студентов группы начальной специализации в вузе : учебно-методическое пособие / М. В. Калита. – Барнаул : АлтГПА, 2009. – 61 с.
  4. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 143 с.
  5. Соколовский Д. Сумасшедшая динамика развития студенческого баскетбола должна дать результат на уровне сборных команд [Электронный ресурс] // Ассоциация студенческого баскетбола 2017. 26 февраля. URL: http://pro100basket.ru/news/a-5819.html (дата обращения 21.03.2017).