Развитие физического воспитания подрастающего поколения

NovaInfo 63, с.358-361, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В нынешних условиях рыночных отношений, высокого уровня конкуренции, а также глобальных последствий мирового экономического кризиса в качестве главенствующих факторов развития, прежде всего, экономического, на передовую позицию выдвинуто накопление и воспроизводство не только материальных благ и услуг, сколько накопление опыта, знаний, навыков, здоровья, уровня физического и творческого становления личности.

Ключевые слова

ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПОКОЛЕНИЕ, СПОРТ, РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ, СИСТЕМА, АДАПТАЦИЯ, НАСЕЛЕНИЕ

Текст научной работы

Важнейшей задачей Российского государства является создание демократического правового государства с социально направленной экономикой и формирование гражданского общества, в котором интересы человека и гражданина ставятся на первое место. Взять на себя ответственность за процветание государства, его будущее, может только такое поколение, которое будет обладать современными и актуальными знаниями востребованными в обществе профессиями, что является решающим фактором развития страны и продвижением её вперед. Именно опора на человеческий потенциал даёт возможность полноценной адаптации к условиям глобализации современного мира, достижениям конкурентоспособности, является важным условием усиления экономический силы страны, повышения уровня жизни её населения. Из этого следует, что уровень образования, система образования и здравоохранения, уровень профессиональной компетенции педагогического сообщества определяет человеческий потенциал любой высоко развитой страны как её главное конкурентное преимущество и её главное богатство.

Система образования должна своевременно и качественно адаптироваться к перспективным потребностям биржи труда, направлять на формирование способности к высокопроизводительному труду и общественному партнёрству, где происходит рождение нового человека, становление его как личности и гражданина, закладываются представления о морали, о добре и зле, уважение к старшему поколению, забота о детях, формируются взгляды на мир, его физическое, творческое и духовное совершенствование, его отношение к жизни. Важную работу в сфере физического воспитания школьников и студентов, развития массового детского и юношеского спорта проводят образовательные организации. Использование современных, действенных средств, форм и методов физической культуры и спорта должно стать одним из приоритетных способов воспитания у подрастающего поколения активной жизненной позиции, нравственности.

Физическое воспитание обучающихся содействует развитию следующих свойств и качеств: силы, ловкости, быстроты, находчивости. В ходе занятий, учащихся физическими видами спорта крайне необходимо достижение осознанной дисциплины, четкого выполнения правил и обязательств. Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  • формирование потребности обучающихся в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение ими навыками и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • увеличение физической подготовленности обучающегося, становление функциональных и физиологических возможностей его организма, совершенствование физических качеств через средства физической культуры;
  • развитие двигательных навыков за счет совершенствования двигательных действий, повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями восстановительной и оздоровительно-профилактической направленности;
  • формирование здорового образа жизни, использование занятий физической культурой и спортом для профилактики вредных привычек, наркомании, асоциального поведения;
  • физической подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Решению задач физического воспитания и становления личности в образовательных учреждениях способствует создание целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:

  • урочные и внеурочные формы занятий по предмету «физическая культура» и за её рамками;
  • дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями (кружки, секции);
  • занятия лечебной и адаптированной физической культурой, направленные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
  • спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления учащихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на переменах, «часы здоровья», «спортивные часы»);
  • внеурочные формы проведения занятий должны ориентироваться на укрепление здоровья и физическую подготовку обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные и индивидуальные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);
  • физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (спортивные состязания, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).

Разнообразные формы физической культуры и спорта могут включать, как классические (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа, занятия в секциях и кружках по видам спорта во внеурочное время), так и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники) формы и методы.

Важным направлением физического воспитания молодого поколения считается повышение двигательной активности подростков, интенсивное вовлечение обучающихся в спортивные секции, которые имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер и являются значимой стороной физического воспитания подрастающего поколения. Правила игры могут помочь раскрыть перед учениками, где и как необходимо действовать, что делать и как себя вести, раскрывают способ действий. При этом правила активизируют познавательную деятельность учащихся: что-то рассмотреть, задуматься, сопоставить, найти выход из той или иной ситуации и способ решения поставленной задачи во время занятий физическим спортом.

В целях развития физической культуры в Российской Федерации:

  • принят федеральный закон «О физической культуре и спорте»;
  • проводится объемная научно-исследовательская и экспериментально-практическая работа в соответствии с Государственной программой «Развитие физической культуры и спорта»;
  • созданы физкультурно-спортивные объединения детей и учащейся молодёжи, а также физкультурно-оздоровительные комплексы по всей стране.

Все эти мероприятия направлены на последующее и кардинальное реформирование сферы физической культуры и спорта, улучшение системы подготовки специалистов в данной области. Так как образование должно являться первостепенной функцией государства, политика которого нацелена на формирование активной, самостоятельной, целеустремлённой и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные задачи в современном сложном, противоречивом и изменчивом мире.

Из этого следует, что, необходимо формирование самостоятельности, самоконтроля, взаимоконтроля в межличностных отношениях, способности ориентироваться в условиях меняющейся обстановки. Также необходимо развитие ловкости, меткости, силы, быстроты, точности реакции, проявлять волевые усилия при достижении собственных целей. В результате этого формируется способность контролировать свое поведение в различных обстоятельствах. Ведь известно, что развитие перечисленных выше физических качеств обучающихся, способствует становлению человека с более богатым духовным и нравственным миром.

Таким образом, наряду со взрослыми, растущее и вступающее в жизнь физически совершенствованное поколение молодых людей, обладающее передовыми знаниями способно взять на себя ответственность за динамичное развитие страны. Именно поэтому, вся деятельность Правительства, государственных, общественных, неправительственных и других структур должна быть направлена на формирование гармонично развитого, нравственно богатого, физически здорового подрастающего поколения.

Читайте также

Список литературы

  1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
  2. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». – М.: Физкультура и Спорт, 2006. – 122 с.
  3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480с.
  4. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.
  5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1982. – 176 с.

Цитировать

Гурылев, В.И. Развитие физического воспитания подрастающего поколения / В.И. Гурылев, А.А. Конычев, А.В. Плешков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 63. — С. 358-361. — URL: https://novainfo.ru/article/12292 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться