К вопросу развития современной концепции непрерывного образования

NovaInfo 77, с.282-287
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Фундаментальная педагогическая подготовка представляет собой сегодня сложный многоуровневый порядок освоения будущим педагогом типовых задач профессиональной деятельности, основой которой служат труды предшествующих поколений педагогов, от античных мыслителей до наших современников. Формирование педагогической концепции молодого специалиста, профессиональное становление и развитие начинается с выбора собственного педагогического стиля.

Ключевые слова

ПОКОЛЕНИЕ, ДИДАКТИКА, ВОСПИТАНИЕ, ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ФИЛОСОФ, НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЕДАГОГИКА, РАЗВИТИЕ

Текст научной работы

На протяжении всей истории развития человечества умножению социокультурных и профессиональных достижений своих современников способствовал труд учителей — проводников в мир знаний.

Фундаментальная педагогическая подготовка представляет собой сегодня сложный многоуровневый порядок освоения будущим педагогом типовых задач профессиональной деятельности.

Путь от студента младших курсов, осознанно выбирающего педагогическое направление, до грамотного специалиста долог. Перечень необходимых компетенций в наши дни лишь множится. Неоценимым подспорьем в профессиональных поисках могут оказаться выверенные многолетней работой труды предшественников, содержащие в себе те стандарты обучения и воспитания, педагогические идеи и находки, которые способны стать основой развития системы образования сегодня. Именно основой, поскольку дополнительные составляющие тесно взаимосвязаны с дополнительными же, зачастую не существовавшими прежде реалиями современного образовательного пространства, как-то: бурным развитием технологий, быстро развивающимися социально-экономическими запросами, влиянием масс-медиа, разработкой современных нормативно-правовых основ системы образования.

Иерархически построенная вертикаль системы образования сегодня опирается прежде всего на базис научно-практических трудов как наших современников, так и предшествующих поколений.

В наши дни в распоряжении будущих и ныне трудящихся педагогов находится весь массив педагогических наблюдений, дидактических принципов, идей и находок, которые фиксировались учеными, общественными деятелями, литераторами, педагогами-практиками в течение не десятилетий или столетий, но тысячелетий.

В числе первоисточников можем назвать труды последователей философов и педагогов античного мира — основателей и руководителей школ своего времени. Не самих основателей и «учителей учителей», но их последователей и учеников — поскольку, как правило, античные философы, предвестники современных наук, основатели школ, не оставляли письменных работ и трудов в теперешнем понимании — дневников наблюдений, научных журналов, справочников, энциклопедий, хрестоматий, баз данных, обзоров, эссе, монографий, учебников, учебных пособий, руководств для учителей и т. п.

Сама педагогическая работа была лишь одной из граней деятельности таких мыслителей раннеклассического периода, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксагор, Демокрит, Эмпедокл, софистов Горгия, Протагора, Крития, Ликофрона, представителей классической философии — Сократа, Платона, Аристотеля, философов периода эллинизма — Ксанфа, Эпикура, стоиков, киников, перипатетиков, а также представителей римской и позднеантичной философии — Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия, Максима Клавдия и других [1].

Разумеется, мы приводим здесь далеко не полный перечень имен философов, общественных деятелей античного мира, внесших неоспоримый вклад в развитие философской и педагогической мысли, и, повторим, мыслители античности не являлись педагогами в сегодняшнем понимании — как известно, педагогическая наука была отделена от системы философских знаний гораздо позднее, лишь в начале XVII в. [2]. Однако мы можем с полной уверенностью утверждать, что каждый из них внес свой труд в развитие педагогического знания.

Концепции построения систем обучения и воспитания философов античности, сформулированные тысячелетия тому назад, не остались в веках, получили дальнейшее развитие в трудах последующих поколений педагогов-практиков и ученых именно в силу своей педагогической значимости [3].

В подтверждение приведем общепризнанный метод Сократа, который может служить одним из возможных примеров, прекрасной иллюстрацией того, как философская мысль в практическом воплощении и непрерывном развитии приобретала несомненное педагогическое значение.

Метод Сократа, который предполагает поиск знания в ходе беседы, дискуссии, без предоставления учащимся готовых ответов и решений, позднее совершенствовался трудами преемников и последователей древнегреческого философа; успешно применяется он и сегодня, в современной школе [4].

В спектре задач сократической беседы значатся и высвечивание истинной базы знаний учащихся, и поощрение их творческих способностей. Подобная работа с учащимися призвана способствовать развитию аналитического мышления, содействовать определению природных задатков детей.

Кроме того, постановка определенной задачи стимулирует учащихся к научному поиску, определению оптимальных подходов к решению обозначенного педагогом вопроса, развитию инициативности и самостоятельности учащихся, нахождению и определению базовых ценностных установок и ориентиров, добытых фактически личными усилиями и необходимых любому человеку вне зависимости от рода деятельности, возраста, пола, социального статуса, культурной принадлежности, семейного состояния и т. п. [5].

Концепция непрерывного образования, признаваемая идейной опорой в современном информационно-образовательном пространстве, в своей основе содержит в том числе воспринимающиеся сегодня уже как азы те безусловные педагогические находки античных мыслителей, которые в свое время являлись прорывными; один из примеров мы привели выше. Однако отметим, что перечисление даже основных педагогических находок философов античного мира не входит в задачи данной работы, хотя здесь их можно было бы привести немало; скорее они могут составить область и предмет исследования для отдельного труда.

Таким образом, идею постоянного учения назвать абсолютно новым предложением, новой идеей, новым словом в образовании было бы ошибочным.

Мысль о необходимости постоянного обновления и совершенствования общекультурного и профессионального знания, его эволюции, систематизации, уточнения получала свое развитие независимо от эпохи. Вот почему мы признаем относительность тезиса о новом слове в современной системе образования — учения в течение всей жизни; скорее можно говорить о современном прочтении существовавшего на протяжении веков представления о непрерывности образования, об объединении актуальных в современном информационно-образовательном пространстве реалий, о формулировании единой концепции.

Таким образом, мы приходим к выводу, что новизна не в идее непрерывности обучения и развития человека, не в идее, существующей столько, сколько существует само человечество, но в концепции учения на протяжении всей жизни [2].

На необходимость накопления и систематизации педагогического знания и отделения его от философского указывал английский философ, историк, политик, естествоиспытатель лорд Фрэнсис Бэкон еще в начале XVII в.; в трудах педагогов прошлого мы находим замечания, созвучные основным идеям современной концепции непрерывного образования; предпосылки возникновения концепции непрерывного образования обнаруживаются в трудах основоположников научной педагогики, фиксируются в работах педагогов последующих поколений. Цели и ценности, составляющие основу концепции непрерывного образования, нередко понимаемые единственно как ответ на социальный заказ сегодняшнего дня, намечались в многочисленных работах педагогов, прогрессивных общественных деятелей, просветителей. Несмотря на то, что многие из выдвигавшихся учеными предыдущих поколений концептов не находили поддержку у современников, однако возникали вновь, отстаивались в последующих трудах разных педагогов разных времен, определяя основные направления развития педагогики, становясь естественными и базовыми ценностями современной педагогической науки и практики, складываясь в единую концепцию непрерывного образования.

Шаги в направлении все большего утверждения этой идеи в обществе предпринимались выдающими педагогами-новаторами своего времени на протяжении долгих лет истории развития образования.

Неоспоримый вклад в признание и продвижение идеи, формулирование как итога концепции внесли своими трудами воспитатели и педагоги-практики, проработавшие многие годы в детских садах, центрах развития, средних общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования, детских школах искусств, дворцах творчества детей и молодежи, спортивных центрах, в средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях и т. п.

Некоторые из них зафиксировали свои ежедневные наблюдения и выводы в письменных работах, передав таким образом потомкам свой опыт, оставив бесценное педагогическое наследие. Значимость работ их переоценить трудно; ознакомление с этими трудами позволяет новым поколениям воспитателей, учителей, преподавателей, тренеров не изобретать своего рода велосипед, но использовать наработки признанных сегодня патриархами образования педагогов, восприняв все то лучшее, что было ими предложено.

Зафиксированные результаты научно-практического педагогического поиска предыдущих поколений, их предложения, принципы воспитания, дидактические идеи фактически предвосхитили сегодняшние представления об образовании, заложив базис его.

Сегодняшние стандарты не могли возникнуть сами по себе; они прорабатывались эволюционно, и предвестниками сегодняшних преобразований выступили педагоги-новаторы предыдущих поколений. Не перечисляя все возможные примеры, упомянем здесь труды таких педагогов, как Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, А. Дистервег, М. Монтессори, И. Песталоцци, Януш Корчак, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Опыт, базирующийся на многолетней работе незаурядных педагогов и зафиксированный ими в письменных трудах, в наши дни востребован во всем мире; например, система, созданная А.С. Макаренко, доказала свою эффективность на практике и признана сегодня во всем мире.

В.А. Сухомлинский, начинавший работу с детьми не в первом классе школы, но в «подготовительном», также является словно предвестником современной концепции, прообразом сегодняшнего педагога. Его новаторские идеи относительно организации воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста послужили своего рода закладкой фундамента, предпосылками становления сегодняшней концепции, с ее признанием значимости дошкольного образования и включением его в линейную структуру.

Педагогическая мысль развивалась на протяжении тысячелетий, являясь неотъемлемой частью и древнегреческой, древневосточной, средневековой теологии и философии, и современной культуры.

Формирование собственной педагогической концепции, выбор педагогического стиля, построение системы ключевых идей, понятий, профессиональных установок, осознание и восприятие общекультурных ценностей, устоев, традиций, обычаев и нравов общества, взрастившего педагога, развитие представления начинающего специалиста о выбранном пути, всех его сложностях и вызовах — эти базовые компоненты профессиональной подготовки способствуют становлению, формированию, развитию профессиональных убеждений и миропонимания молодого педагога.

Читайте также

Список литературы

  1. Античная философия [Электронный ресурс] // URL: http://scisne.net/a-1229?pg=3 (дата обращения 04.10.2016)
  2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие [Электронный ре-сурс] // URL: http://uchebnik-online.net/book/350-pedagogika-uchebnoe-posobie-borodovskaya-nv/7-pedagogika-kak-nauka.html (дата обращения 04.10.2016)
  3. Античная философия [Электронный ресурс] // URL: http://philosophica.ru/history/11.htm (дата обращения 06.10.2016)
  4. Современный профессионализм: нравственные, социально-экономические, политические и правовые аспекты : Учебное пособие / [Г. А. Голубев и др.] ; Под ред. Г. А. Голубева. - М.: МАЭП, 2014. - С. 102.
  5. Сократическая беседа [Электронный ресурс] // URL: http://www.potencial-school.ru/sokraticheskaya-beseda.html (дата обра-щения 04.10.2016)
  6. Категориальный аппарат педагогики [Электронный ресурс] // URL: http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/obshie_osnovy_pedagogiki_konspekt_lekcii/p2.php (дата обращения 02.11.2016)
  7. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок [Электронный ресурс] // URL: http://iknigi.net/avtor-vladimir-dal/23071-1000-russkih-poslovic-i-pogovorok-vladimir-dal.html (дата обращения 14.10.2016)
  8. Возникновение и содержание концепции непрерывного образования [Электронный ресурс] // URL: http://psyera.ru/vozniknovenie-i-soderzhanie-koncepcii-nepreryvnogo-obrazovaniya_7975.htm (дата об-ращения 22.11.2016)
  9. Сухомлинский В.А. [Электронный ресурс] // URL: https://www.livelib.ru/author/237524-vasilij-suhomlinskij (дата обраще-ния 28.11.2016)
  10. Профессии «человек – человек» [Электронный ресурс] // URL: http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-chelovek-chelovek (дата обращения 28.11.2016)
  11. Дошкольное образование. Всероссийский съезд работников до-школьного образования [Электронный ресурс] // URL: минобрнау-ки.рф/новости/8981 (дата обращения 26.10.2016)

Цитировать

Кузнецова, О.В. К вопросу развития современной концепции непрерывного образования / О.В. Кузнецова, Д.С. Грошева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 77. — С. 282-287. — URL: https://novainfo.ru/article/14518 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться