Роль НДФЛ в формировании бюджета РФ

№63-2,

экономические науки

В статье рассмотрены роль НДФЛ в формировании бюджета и вычеты по нему, положительные и отрицательные стороны введения прогрессивных ставок НДФЛ.

Похожие материалы

В условиях рыночных отношений налоги являются основой государственного управления. Для эффективной деятельности России в целом необходимо, чтобы система налогообложения была приспособлена к экономической ситуации в стране. Она должна согласоваться с мировым опытом и учитывать национальные особенности развития нашей экономики[3].

Одним из важнейших источников дохода бюджета Российской Федерации является налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода (может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме) физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Работник может получить от организации доходы как в денежной, так и в натуральной форме.

К доходам, полученным в денежной форме, относят:

  • заработную плату;
  • стимулирующие надбавки и доплаты (например, за стаж работы, совмещение деятельности, работу в ночное время и в праздничные дни и пр.);
  • премии, вознаграждения и т.д.

К доходам, полученным в натуральной форме, относят оплату за работника товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, обучения и т.д. Эти выплаты рассчитываются по цене, предусмотренной в статье 105.3 НК РФ.

Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что его платит все работающее население страны, вследствие чего поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от муниципального до федерального. В настоящее время этот налог в РФ регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Есть еще доходы, не облагаемые НДФЛ. Это:

  1. пособия по безработице, беременности и родам, по уходу за больным ребенком (не включаются больничные) и пр.;
  2. компенсации, связанные с:
    • возмещением вреда, причиненного на рабочем месте;
    • бесплатным предоставлением жилья;
    • оплатой стоимости питания, спортивного инвентаря, спортивной формы работникам физкультурно-спортивных организаций;
    • возмещением расходов на повышение профессионального уровня и т.д.
  3. суммы единовременных выплат ( например, работнику, вышедшему на пенсию; из числа малоимущих и пр.);
  4. выплаты, связанные с ущербом из-за стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
  5. доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных от организации;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах;
    • суммы материальной помощи и т.д.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены в статье 224 НК РФ:

  • 35% — на выигрыши, призы, материальную выгоду от заемных средств;
  • 30% — на доходы нерезидентов;
  • 15% — на дивиденды, полученные от нерезидентов;
  • 13% — на доходы резидентов.

По налогу на доходы физических лиц установлены следующие виды вычетов[1]:

  1. Стандартные — на самого работника и на детей;
  2. Социальные — на лечение и обучение;
  3. Имущественные — при продаже и приобретении имущества;
  4. Профессиональные — ИП, адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

В Государственную Думу РФ уже много раз поступали законодательные предложения «О внесении корректив в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривают введение прогрессивной ставки налогообложения. Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового дохода плательщика НДФЛ[5]:

  • до 5 млн. руб. в год ставка составит 13%;
  • от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год — 18%;
  • от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год — 23%;
  • свыше 500 млн. руб. в год — 28%.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выразил несогласие.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны плоской и прогрессивной шкал налогообложения.

Плюсы единой шкалы:

  • Стимулирование экономического роста, т.к. люди могут сохранить большую часть своего дохода;
  • Стабильность налоговой системы;
  • Низкие административные и судебные издержки;
  • Привлекательность для зарубежных инвесторов, и это позволяет повысить долю иностранного капитала в российской экономике.

Минусы единой ставки:

  • Налоги идут в федеральный бюджет, минуя региональный;
  • Огромный разрыв между доходами граждан.

Положительные стороны введения прогрессивной шкалы:

  • Сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения налогов;
  • Увеличение дохода бюджетов субъектов РФ;
  • Устранение неравенства в распределении доходов в обществе.

Отрицательные стороны:

  • Затруднительность отрегулирования уплаты налогов (вследствие уклонения от налогов, возврат к серым зарплатам и увеличение теневого сектора);
  • Обнищание отдаленных регионов страны, т.к. налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • Спад общей инвестиционной привлекательности России;
  • Потеря доверия к власти и отток капитала и высококвалифицированных специалистов.

Существует мнение, что введение прогрессивной ставки налогообложения приведет к тому, что богатые станут богаче, а бедные — беднее.

Необходимость введения прогрессивного налогообложения — вопрос спорный. В первую очередь, необходимо на этапе обсуждения законопроекта точно спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена.

НДФЛ — один из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования и координатор процессов экономики. Налоги всегда анализируются для того, чтобы увеличить эффективность их собираемости.

Проанализируем отчет о поступлении НДФЛ в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности в таблице[4].

Табл.1. Поступление НДФЛ за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Налоги и сборы

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

Всего

12 606 291 943

13 707 085 995

14 387 742 053

НДФЛ

2 688 692 172

2 805 209 225

3 017 179 032

Поступление всех налогов в 2015 г. по сравнению с 2014г. увеличилось на 1,1 трлн руб. (8,73%), а в 2016г. возросло на 680 млрд (4,97%).

Абсолютный прирост налога на доходы физических лиц в 2015г. составил 116,5 млрд руб., в 2016г. — почти 212 млрд руб.

Удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете Российской Федерации по основным видам экономической деятельности в 2014г. составил 21,33% от суммы всех налогов, в 2015 г. — 20,47%, а в 2016 г. — 20,97%.

Мы видим положительную динамику, но вопрос неплатежей был и остается актуальным.

Для аннулирования задолженности по налогу на доходы физических лиц налоговые органы применяют меры принудительного взыскания, сотрудничая со Службой судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В отношении должников применяются меры принудительной ликвидации в рамках федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Собирая налоги, государство финансирует важнейшие направления жизнедеятельности общества и отдельных людей: здравоохранение, образование, культуру и искусство, правоохранительную деятельность, государственное управление, инвестиционную деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Для укрепления налоговой системы правительство должно проводить реформы: отменять старые и вводить новые налоги, изменять налоговую базу.

Главными задачами в сфере налогов являются:

  • Улучшение налогового законодательства;
  • Обеспечение ее стабильности;
  • Повышение прозрачности и справедливости;
  • Эффективность использования государственных финансовых ресурсов.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МНОГООТРАСЛЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Орлова В.М. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2005
  3. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 747 с.
  4. Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности. URL: https://www.nalog.ru/rn02/
  5. Элларян А.А. Прогрессивная шкала для налога на доходы физических лиц // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19 (217). — с. 11-20. — URL: http://bgscience.ru/lib/7690/