Повышение компетентности педагогических кадров как фактор качества образования в вузах Узбекистана

NovaInfo 63, с.319-322, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье освещается деятельность сетевых центров переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, повышающие компетентность педагогических кадров ВУЗов Республики Узбекистан

Ключевые слова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ, ПЕРЕПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, СЕТЕВОЙ ЦЕНТР, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

На основе национальных и ценностных ориентаций у нас в Республике реализуются государственные программы по реформирование образовательной системы, это отражается и в таких нормативных документах как «Стратегия действий Республики Узбекистан на 2017-2021года». В частности в пункте «Развитие социальной сферы» говорится о развитии сферы образования и науки: — повышение качества и эффективности деятельности высших образовательных учреждений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества преподавания. [1]

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. При реализации данных актуальных задач важную роль имеют деятельность сетевых центров переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в Республике Узбекистан.

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. Показатели педагогического мастерства — то, по чему можно судить об его уровне. Неразработанность многих вопросов приводит к тому, что преподаватели включают в показатели педагогического мастерства все, что каким-то образом связано с их деятельностью и оказывает влияние на повышение эффективности обучения. Сюда попадают и собственно показатели педагогического мастерства, и его основы и критерии, и условия успешности обучения и т.д.

Анализ зарубежной системы конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава при формировании кадрового состава вуза показывает наличие широкого спектра критериев, позволяющих объективно оценить профессиональный уровень преподавателей на входе в вуз и разработать рациональную схему их должностного и профессионального роста [2]

Существующие условия: профессиональные ресурсы, материально-технические оснащения, методические базы и информационные ресурсы, ИКТ, опыт профессорско-преподавательского состава дают возможность обеспечения намеченных целей. В частности сетевой центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами является одним из образцовых центров содействующих росту профессионализма преподавателей ВУЗов.

Цель и задачи по направлениям курсов в данном центре — это совершенствование новых знаний, умений, навыков педагогов ВУЗов по обучающим их дисциплинам и развитие инновационной компетентности. То есть в рамках курса повышения квалификации обновляются знания, умения, навыки и углубляются знания по профессиональной сфере. Курс состоит из 288 часов, то есть продолжительность обучение 8 недель, по 36 часов в неделю. [3]

При достижении целей учебного центра содействуют профессорско-преподавательский состав данного центра — д.п.н. проф., Н.А.Муслимов, д.б.н. доц., Ж.Толипова, д.п.н.,доц., Д.И.Юнусова, д.п.н. проф У.Толипов, к.п.н.доц.,М.Усмонбоева, Р.Ж, Ишмуҳамедов М.Муталипова, Д.Зиядуллаев, М.Файзиева и др.

Курс повышения квалификации состоит из 6 учебных модулей:

  1. Вопросы развития общества, обучения и воспитания в произведениях Президента Республики Узбекистан». «Законодательные нормы основ организации процессов обучения и воспитания».
  2. Инновационные образовательные технологии и педагогическая компетентность. Современные зарубежные опыты в образовании.
  3. Электронная педагогика. Технология виртуального образования.
  4. Интенсивное обучение практического иностранного языка.
  5. Системный анализ педагогического процесса. Принятие решений.
  6. Креативная педагогика. Инновации и тенденции развития педагогики

Педагогическая квалиметрия.

Усвоение данных курсов дают возможность слушателям:

  1. Правильное восприятие содержания и сути методологических основ вопросов развития общества, обучения и воспитания, анализ документов закона как политические — правовые основы для организации и управления процессами обучения и воспитания. Обучение разработке и реализации воздействующих и эффективных путей при внедрении концептуальных идей главы государства по соответствующим вопросам развития общества, обучения и воспитания. Совершенствование знаний слушателей курса по нормативно-правовым основам высшего образования, определение проблем и их анализ в применении нормативных документов. Разработка, соблюдение и обеспечение выполнения нормативно-правовых документов высшего образования, а также развитие уровня правовой культуры.
  2. Совершенствование знаний, умений и навыков слушателей по организации обучения, с применением инновационных технологий интегрируя их с формами, методами и средствами обучения. Создание условий для успешного развития у них необходимых качеств педагогической компетентности и креативности. Формирование у педагогов навыков и умений по организации и обеспечению качества учебного процесса с учётом современных подходов, зарубежных опытов, современных образовательных инновационных технологий: применения и внедрения в образовательную практику усвоенные системы модульного кредита, дифференциального, интегративного, дистанционного обучения, мастер-классов, вебинаров и эвристических методов обучения.
  3. Формирование у педагогов необходимых навыков работы с методами проектирования по организации информационного пространства в личной и профессиональной деятельности. Ознакомление с педагогическими программными средствами дающие возможность создания виртуальных лабораторных работ, личных и профессиональных web-страниц, средства создания анимационных презентационных материалов. Совершенствование знаний о новых мультимедийных средствах и технологиях, средствах виртуального образования и систем.
  4. Интенсивный метод изучения практического иностранного языка: достижение общеевропейского стандарта с уровня В2 до С1 через развитие в сочетании языковых навыков: практики разговорной речи, понимания на слух, чтение и письмо.
  5. Совершенствование знаний по проведению анализа и этапов его проведения, технология проведения системного анализа в педагогическом процессе, обучение системному подходу в педагогической деятельности, принятие решений и его виды, цели и этапы подготовки решений.
  6. Ознакомление с принципами креативной педагогики, методами, средствами и технологиями развивающими у слушателей креативные качества. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов необходимых для обеспечения качества высшего образования согласно требованиям времени. Повышение педагогической подготовленности через ознакомление с методами педагогической квалиметрии как инновационное средство. Расширение педагогического мышления и формирование необходимых знаний, умений, навыков с целью применения полученных знаний в процессе обучения и воспитания.

То есть, все эти обучающие модули являются составляющими компонентами повышения уровня информированности и компетентности в профессиональной педагогической сфере педагогов ВУЗов. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. А все это вместе взятое служат гарантом и фактором качества образования в ВУЗах Узбекистана.

Читайте также

Список литературы

  1. Стратегия действий Республики Узбекистан на 2017-2021гг.Ташкент.2017 г
  2. И.Н. КИМ. Практика формирования состава и профессиональных компетенций преподавателей вуза за рубежом. Журнал. Высшее образование в России .Выпуск № 1 / 2014.
  3. Памятка. Сетевой центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами.Ташкент. 2017

Цитировать

Мирзабдуллаева, Д.Э. Повышение компетентности педагогических кадров как фактор качества образования в вузах Узбекистана / Д.Э. Мирзабдуллаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 63. — С. 319-322. — URL: https://novainfo.ru/article/12599 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться