Проблемы и перспективы обучения информатике в начальной школе

NovaInfo 64, с.223-227, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

Учитель информатики обязан хорошо знать свой предмет, психологические особенности младших школьников, быть отличным специалистом в области информационно-коммуникационных технологий. В организации учебного процесса важно учитывать то, что не все родители в состоянии приобрести домашний компьютер, в связи с этим, и стартовые знания учеников будут на различном уровне.

Ключевые слова

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ИНФОРМАТИКА

Текст научной работы

В наш высокоскоростной продвинутый во всех смыслах этого слова век, даже маленькие детки знают, что такое интернет.

Таким небольшим лирическим отступлением хочется охарактеризовать тему данной работы. В настоящее время назрела необходимость обращать внимание людей любого возраста, на образовательную сторону информатики. В особенности же это касается учеников начальной школы. До недавнего времени, такой необходимости не возникало. Но в связи с изобретением компьютера, появилось множество совершенно новых профессий, связанных с информационными технологиями. Можно предположить, что это одна из причин, в связи, с которой в начальной школе введен курс изучения информатики.

Ведущая роль деятельности дошкольника — игровая, а с поступлением в начальную школу, она сменяется на учебную. Перед учителем информатики стоит непростая задача, как можно больше смягчить этот переход. Хорошо выручает такой прием как дидактические компьютерные технологии. Использование которых, направлено на развитие психических процессов ребенка, что является, необходимы условием формирования познавательного интереса не только к уроку информатики, но и ко всему процессу обучения в начальной школе.

Другой, не менее острой проблемой является узкая специализация учителя информатики и учителя начальных классов. Дело в том, что и учитель начальной школы, и преподаватель информатики хорошо знают особенности своей профессии, и мало разбираются в тонкостях другой. В связи со сложившейся ситуацией, можно при подготовке и проведении занятий, оформлять некоторые материалы при помощи компьютерных технологий, использовать в работе проектор, либо пользоваться интерактивной доской. Важным моментом является стремления учителей к самовоспитанию и саморазвитию, а также их тесное сотрудничество и взаимопомощь, именно от этого во многом зависит успех обучения младших школьников.

Маленький ребенок, словно чистый альбомный лист, это говорит том, что в раннем школьном возрасте его легче всего обучить, уроки информационной грамотности в начальной школе не являются исключением. На уроках информатики дети, не только овладевают азами работы на компьютере, но и развивают логическое и абстрактное мышление.

Важно отметить, что на ряду с положительными характеристиками компьютерного обучения, выявляются и отрицательные. Самыми главными на наш взгляд являются проблемы ухудшения зрения и искривление позвоночника у детей, а также психологическая зависимость. Для того, чтобы свести к минимуму возможный вред от работы за компьютером, учителю следует разработать ряд методических рекомендаций для самих учеников, а также их родителей.

Минуя дошкольное детство, ребенок попадает в совершенно другую среду, ведь школа принципиально отличается от детского сада. Да, да именно так выглядит в глазах ребенка новый этап его жизни. Дело в том, что классно-урочная система школы позволяет ребенку выражать свои мысли только с разрешения учителя, а все остальное, отведенное на урок время, он молча воспринимает информацию. А, как нам известно, речь является средством формирования мыслей. Из этих соображений можно предположить, что если представить индивидуальное обучение при помощи компьютеров в качестве основного обучения, то это лишит учеников крайне важного диалогического общения. Это может привести к невозможности развития и формирования мышления учеников. Что в свою очередь неблагоприятно скажется в целом на процессе обучения.

В настоящее время не существует определенной методики преподавания информатики в начальной школе. Учитель информатики, использует в своей работе ранее разработанные методики других школьных предметов, и переносят их на свою работу. Но, в силу специфических проблем в обучении, методики приходится изменять и подстраивать под свой предмет. Так как компьютер, представляет собой одновременно и средство обучения, и сам является объектом изучения.

В организации учебного процесса важно учитывать то, что не все родители в состоянии приобрести домашний компьютер, в связи с этим, и стартовые знания учеников будут на различном уровне. А значит, и обучение следует вести, учитывая этот фактор. Еще одна весомая проблема заключается в высоком уровне тревожности детей младшего школьного возраста. Ребенок просто боится испортить или сломать дорогостоящую аппаратуру. Что в свою очередь приводит к значительному снижению эффективности обучения.

У самих учителей информатики, тоже возникает масса вопросов. Одним из них является минимум времени отведенного на преподавание предмета. Каким образом, имея всего один час в неделю, можно обучить ребенка элементарной компьютерной грамотности? Да еще и вызвать его здоровый интерес к самому процессу компьютерного обучения. Как показывает практика, при проведении урока, добрая его половина уходит на объяснение теории, и только часть урока посвящается практическим упражнениям.

Еще одна не менее важная проблема заключается в обеспечении учебными пособиями и методической литературой. Дело в том, что не всей методической литературой можно пользоваться индивидуально, при выполнении домашних заданий. Таким примером, является пособие под редакцией Горячева рабочие тетради «Информатика в играх и задачах». Примечательным является учебник под редакцией Н.В. Макаровой «Информатика (начальный курс)», но он, так же, как и учебные пособия под редакциями В.А. Урнова и А.Г. Гейна рассчитан на детей более старшего учебного возраста.

Хочется отметить и такой вопрос как техническое обслуживание сложной вычислительной техники. Дело в том, что не каждый учитель в совершенстве владеет знаниями в области программно-аппаратного обеспечения современных компьютерных систем. А иметь в школе своего специалиста в данной области является делом, весьма затратным.

Не является секретом, что большая часть компьютерных программ, установленных в наших школах, являются нелегальными копиями. В этой связи хотелось бы остановиться на методическом пособии Н. Угриновича — преподавание курса «Информатика и информационные технологии», М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001. В комплекте с этим пособием идет большое количество бесплатных и условно-бесплатных программных продуктов. Небольшое количество программ учебно-образовательного характера можно найти на бескрайних просторах интернета, а так же на частных сайтах, таких как «Роботландия», (http://www.robotland.botik.ru), Института Новых Технологий Образования (http://www.int-edu.ru) (http://www.robotland.botik.ru), Института Новых Технологий Образования (http://www.int-edu.ru) и других сайтах. Нужно отметить, что это довольно противоречивый материал, который, в свою очередь требует детальной централизованной систематизации сертификации в качестве наглядных пособий, и поиска учебно-методического материала.

Учитель информатики обязан хорошо знать свой предмет, психологические особенности младших школьников, быть отличным специалистом в области информационно-коммуникационных технологий. А самое главное, найти подход к каждому ребенку, суметь объяснить изучаемый материал на понятном ему языке, и вовремя заметить пробелы в е знаниях своих учеников, своевременно устранив эти пробелы. Именно тогда, можно будет свести к минимуму все описанные выше проблемы в обучении.

Предмету информатики в начальной школе отводится особая роль, так как, на уроках информатики формируется системное восприятие мира, в котором живет ребенок, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений.

Основной целью изучения предмета информатики, является волшебное превращение компьютера из объекта в предмет изучения, то есть, объяснить ученикам не только устройство и работу компьютера, но и возможность получения новых знаний, решение поставленных задач и проблем обучения. Одной из важных задач учителя, является научить ребенка ориентироваться в большом объеме информации, выбирая только нужную, полезную для него в данный момент времени.

На уроках информатики, под чутким руководством учителя, ребята выполняют задания и упражнения для развития внимания, памяти и логического мышления. Например, программирование является прекрасной возможностью развития навыков обучающихся решению задач на уроках математики. Благодаря стремительному развитию и разработкам новейших технологий, ученики младшего звена начальной школы, могут творчески работать со сложными графическими программами и различными текстовыми редакторами, не имея даже навыков программирования. Главное, при всем этом, не превращать ребенка в слугу всемогущего компьютера, а показать ученику, что именно он является управляющим новинками техники.

Крайне важно сказать и о том, что знакомство с компьютером позволяет устранить у ребенка причину отрицательного отношения к учебе, боязни неудачи, неуспеха, особенно если у него есть пробелы в знаниях. Так как, работая на компьютере, учащийся получает возможность довести решение поставленной в начале урока задачи, до ее логического завершения. И реально увидеть результат всей проделанной работы.

Таким образом, рассмотрев с различных сторон проблемы и перспективы обучения информатике в начальной школе, можно отметить, что компьютерное обучение является неотъемлемой частью жизни каждого современного человека, а эффективность обучения ребенка во многом зависит от грамотности и особенности личности учителя информатики.

Читайте также

Цитировать

Шмелёва, Н.Г. Проблемы и перспективы обучения информатике в начальной школе / Н.Г. Шмелёва, Л.В. Шусикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 64. — С. 223-227. — URL: https://novainfo.ru/article/12799 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться