Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом

№65-1,

педагогические науки

В статье рассматривается значимость геометрического материала в развитии детей младшего школьного возраста. По годам обучения расписываются знания, умения и навыки, которыми должны владеть дети в соответствии со своим возрастом. Приводятся в пример некоторые виды заданий при ознакомлении детей с геометрическим материалом.

Похожие материалы

Наблюдения большого количества педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает навыками мыслительной деятельности в начальных классах, а в средних обычно попадает в разряд неуспевающих. Математика способствует развитию у ребёнка мышления, строгой последовательности, наблюдательности, творческого воображения, памяти, внимания, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления учащихся.

Одним из способов развития выступает изучение геометрического материала, связанного с арифметическим и алгебраическим материалом. Освоение геометрического материала увеличивает числовую грамотность учащихся, прививает им начальные геометрические представления, расширяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений, пространственных представлений и развитие фантазии, вырабатывает умения наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать, формирование умений использования детьми практических навыков измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов. Эти умения являются необходимыми условиями социального бытия человека, одной из форм отражения окружающего мира, условиями успешного познания и активного преобразования действительности.

Для овладения системой геометрических понятий и успешного применения приобретенных знаний и умений, младшим школьникам необходимо сначала узнать, каковы особенности геометрических фигур, как устроены их определения и из чего складывается их объем.

Геометрическое содержание рассматривается на основе практических работ, ведь изучение геометрического материала должно быть конкретным, активным, наглядным. Весь процесс обучения ведется с практическими упражнениями, при этом учащиеся будут изучать не только готовые геометрические фигуры и тела, но они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы. На уроках математики производится моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости, изготовление объемных моделей геометрических фигур. Преобразование моделей с целью сопоставления их с геометрическими формами окружающей действительности, использование различных инструментов и технических средств обучения для проведения измерений позволяют увидеть их сходство и различие. В соответствии с этим список изучаемых геометрических понятий по математике в начальной школе значительно расширился.

Решению задач по преодолению трудностей в изучении геометрического материала во многом способствует правильная методология организации преподавания.

Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через восприятие ими реальных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д. [1, с. 49].

На уроках математики широко используется наглядный материал. В качестве наглядных средств можно использовать слайды с изображением 3D фигур, помимо моделей геометрических фигур. Часто на уроках используются реальные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами. Наглядностью могут послужить представленные на интерактивной доске чертежи всех геометрических фигур, единицы измерения длины, объема, площади (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, объемов геометрических фигур и единицы измерения площадей.

Для того чтобы организовать наблюдения учеников, от учителя требуется известная осторожность. Распространенной ошибкой является применение очень броской наглядности, когда ее дидактическая сущность затмевается сочными красками. Неопытный педагог нередко привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукрашивается раздаточный материал. Схема, таблица должны содержать цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

В 1 классе учащиеся уже при поступлении имеют определенные пространственные представления: впереди — позади, слева — справа, вверху — внизу, выше — ниже и т.д. В подготовительный период учитель еще раз предметами, рисунками учебника уточняет эти представления. Выясняет так же знание названий простейших геометрических фигур: треугольника, четырехугольника, круга и др. Эти названия нужны будут при работе с наглядными пособиями (кружками, квадратами и др.) еще до введения понятия об этих фигурах. Практическая часть в 1 классе базируется на моделировании и конструировании из знакомых учащимся материалов: пластилина, палочек, проволоки, что позволяет закрепить в памяти учащихся устойчивый образ фигуры.

Во 2 классе дети знакомятся с геометрическим понятием угла, при этом вводятся понятия прямого, острого, тупого угла. Для получения модели угла достаточно у треугольника отрезать 2 угла, оставив один. Под руководством педагога младшие школьники могут изготовить модель прямого угла из бесформенного листа бумаги двойным перегибанием. Теперь для учащихся все углы разбиты на 2 класса: прямые и непрямые. Вычерчивают прямой угол по клеткам тетради, с помощью треугольника ученики убеждаются, что у клетки прямые углы и чертят по клеткам прямой угол.

Кроме традиционного ознакомления с понятием угол можно использовать следующие виды заданий:

1. Игра «Сложи угол».

В игре используются полоски или спички. Нужно разделить детей на команды. Каждая команда получает набор полосок. По очереди каждый ребёнок подходит к столу и выкладывает угол. Выигрывает та команда, в которой дети правильно выполнили задание.

2. Игра «раскрась различными штрихами машинку».

Машинка должна состоять из геометрических фигур. Детям предлагается заштриховать колёса, кабину, дверь и окна по-разному. Определить из каких фигур составлен дом и ответить на вопросы:

  • Сколько треугольников?
  • Сколько прямоугольников?
  • Сколько квадратов?

В третьем классе вводится опыт графического изображения тел, изучают правила построения линейкой и циркулем геометрических фигур, а также правила изображения объемных фигур (куба, пирамиды, параллелепипеда, сферы). Вводятся понятия диагонали пирамиды, прямоугольника, подаются представления о площади и периметре фигуры.

В 4 классе формирование представления о форме и взаимном расположении фигур заканчивается знакомством с правильными многоугольниками и правильными многогранниками, моделированием многогранников из бумаги. На новую ступень выходит измерительная деятельность учащихся. Они учатся использовать замеры при построении. Моделирование многогранников включает в себя все приемы конструктивно-геометрической деятельности, поэтому умение ученика сделать модель объемной фигуры является одним из главных критериев его способности к конструированию, оперированию пространственными образами и использованию их как опоры в мыслительной деятельности.

Существует определенная последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая).

  1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.
  2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.
  3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры [2, с. 182].

Таким образом, главенствующей задачей педагога выступает определение методики, которая раскрывает содержание геометрического материала на должном уровне, достигнутым младшими школьниками к моменту их перехода в среднее звено, а также ведущие направления изучения этого материала. Для формирования геометрических представлений работу следует проводить следующим образом: свойства фигур дети выявляют экспериментально, наблюдения и работы с геометрическими объектами, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников.

Список литературы

  1. Аскарова А.А., Канбекова Р.В. Основные задачи изучения геометрического материала в начальной школе// Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов V Международной заочной науч.-практ. конф. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 279 с.
  2. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.