Развитие законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за незаконную миграцию

NovaInfo 65, с.336-340, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены становление и развитие миграционного законодательства, устанавливающего уголовную ответственность. Проанализированы статьи уголовного кодекса Российской Федерации в сфере миграции. Раскрыта общественная опасность преступлений, предусмотренных ст.ст. 322.1-322.3 УК РФ. Отдельное внимание уделено анализу общественно опасных последствий незаконной миграции.

Ключевые слова

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ, МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ

Текст научной работы

Становление миграционного законодательства Российской Федерации приходится на начало 90-х годов, когда после распада Советского союза потоки мигрантов ехали в Россию. Мотивы такого притока большого количества иностранных граждан — желание жить и работать на территории Российской Федерации. Необходимо было урегулировать данный вопрос в кратчайшие сроки. Миграционные законы разрабатывались, готовились и принимались в режиме «нон-стоп», в режиме непрерывного приема и размещения беженцев. Нехватка специалистов в области миграционного законодательства сказывается на их качестве. Отсюда следуют множество вопросов, касающихся как правового положения иностранных граждан, их прав и обязанностей, так и ответственности за совершение преступлений в сфере миграции.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ в УК РФ введена ст. 322.1, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции. Незаконная миграция — это перемещение в РФ с нарушением законодательства РФ, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществление ими трудовой деятельности. В науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость. Под незаконным въездом понимается нарушение установленных Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства. Под незаконным выездом понимается нарушение установленных Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, осуществляемую ими в нарушение Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Незаконная миграция является причиной негативных явлений: убыль валютных средств из страны, в основном за счет ухода от уплаты налогов и приобретения валюты для последующего перевода в страну, чье подданство гражданин имеет, межнациональные конфликты. Важно, что в связи с тем, что некоторые республики СНГ сотрудничают со странами НАТО и государства имеют договоры о безвизовом режиме пребывания граждан с Турцией, Ираном, возникает угроза для безопасности нашего государства. Опубликованный в январе 2015г. Указ Президента РФ окончательно открывает иностранцам дорогу к профессиональной военной службе в российских вооруженных силах, учитывая условия антироссийской политики, это очень серьезный шаг.

В конце 2013 года российский законодатель дополнил двумя новыми статьями Уголовный кодекс Российской Федерации, добавив уголовную ответственность за фиктивную регистрацию граждан (ст. 322.2) и фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении Российской Федерации (ст. 322.3). Разработчики законопроекта в пояснительной записке к нему ограничились следующим высказыванием «положение законопроекта направлены на обеспечение соблюдения гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, а также на обеспечение соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства и должностными лицами правил миграционного учета иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в ст. 322.2 УК РФ под фиктивной регистрацией гражданина России по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. Таким образом, в действиях субъекта преступления, предусмотренного ст. 322.2 должен присутствовать в качестве обязательного признак заведомости. Поскольку ст. 322.2 размещена в Уголовном кодексе в главе преступления против порядка управления, объектом данного преступления будет являться законная деятельность должностных и иных лиц, то есть речь идет как о специальном субъекте, так и иных лицах, осуществляющих регистрацию граждан России по месту пребывания и месту жительства.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из 3альтернативных действий:

  1. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Предполагает введение в заблуждение лиц, ответственных за прием документов, предоставление подложных документов и др. Например, регистрация сотрудником гражданина по месту жительства без ведома собственников жилого помещения.
  2. Регистрация гражданина Российской Федерации в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, то есть регистрация, которая не имеет умысла и цели пребывания (проживания) гражданина. Например, большое количество зарегистрированных граждан в жилом помещении без учета нормы площади на одного человека.
  3. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания). Такой регистрацией будет признана регистрация, которая в момент ее оформления не имела за собой намерения со стороны нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещения для пользования.

УК РФ предусматривает устранение предпосылок для фиктивной регистрации граждан в жилых помещениях, различных спекуляций в данной сфере правоотношений и злоупотребления своими правами недобросовестных нанимателей (собственников) жилых помещений. Очевидно, что применительно к спекуляциям фиктивной регистрацией речь идет, как правило, о так называемой фактической продаже нанимателями (собственниками) регистрации по месту пребывания или месту жительства без намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица или, наоборот, покупку такой регистрации лицами, не имеющими намерения пребывать (проживать) в таком помещении. К подобным действиям по фиктивной регистрации могут быть отнесены обмен услугами (чаще всего — бесплатный ремонт квартиры), получение в дар чего-либо за такую регистрацию и иные незаконные действия.

Таким образом, в данном преступлении должен присутствовать обязательный признак заведомости должностного или иного лица, как субъекта преступления.

Рассматривая ст. 322.3 УК РФ, где объектом данного преступления является установленный порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, можно сказать следующее. Миграционный учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения прав каждого, кто находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.

В силу действующего отечественного законодательства, под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ необходимо понимать жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Федеральным законом.

В силу примечания к ст. 322.3 УК РФ, под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Субъект состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, общий — вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. При этом, также, как и в составе преступления, регламентированном ст. 322.2 УК РФ, отсутствие намерения пребывать (проживать) в этом помещении либо предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) выступает альтернативным конститутивным признаком состава преступления.

Читайте также

Список литературы

  1. Бышевский Ю.Ю. Миграция как криминологическая проблема и ее специфика на Северном Кавказе: Дис…канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2006.
  2. Гаухман, Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика.-М., 2001.
  3. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации / Под ред. А.С. Прудникова, М.Л. Тюрина. - М., 2006.
  4. Господынько Н.Е. Нелегальная миграция стран ЕС: количественные и качественные характеристики. // Проблемы современной экономики. - СПб., 2010. № 4.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 02.01.2015 № 3 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237»
  6. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 200753-6
  7. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
  8. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18июля 2006г. № 109-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 24.07.2006. - № 30.

Цитировать

Смагулова, З.А. Развитие законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за незаконную миграцию / З.А. Смагулова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 65. — С. 336-340. — URL: https://novainfo.ru/article/12904 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться