Методологические аспекты прогнозирования в налогообложении НДС

NovaInfo 65, с.125-129, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье определенно теоретическую сущность налогового планирования и прогнозирования НДС на макроуровне, в частности объект, субъекты и этапы реализации такой деятельности. В результате проведенного исследования приведены некоторые рекомендации усовершенствования методологических подходов разработки налоговых планов, прогнозов НДС.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Прогнозирование и планирование доходной части бюджета играют важную роль в бюджетном процессе. От качества этого процесса зависит объем финансовых ресурсов, привлекаемых для обеспечения выполнения возложенных на государство функций и задач. Прогнозирование налоговых поступлений требует анализа результатов и перспектив социально-экономического развития страны и ее регионов.

Взвешенность и результативность прогнозирования и планирования доходов бюджета существенно влияет на объемы бюджетных расходов. В современных условиях одной из основных предпосылок достижения цели укрепления финансового потенциала государства является максимальное наполнение государственного и местных бюджетов, которое в значительной мере зависит от состояния отечественной экономики в целом и ее регионов, в том числе выявление и приведение в действие неиспользованных резервов, материальных, финансовых и других ресурсов и от совершенства региональной политики.

Основой такой политики должно стать совершенствование системы реформирования бюджетной политики, в частности путем сбалансирования межбюджетных отношений, наращивания экономического потенциала регионов как основы укрепления налогового потенциала.

Несмотря на разносторонние подходы к определению сущности и составляющих налогового потенциала, необходимо отметить, что его структура в содержит три составляющие: реализованная (фактически уплачены налоговый долг и налоговые льготы), нереализованная (потенциальная — расширение налоговой базы за счет детализации экономики) и прогнозируемая (возможные налоговые поступления от повышения социально-экономического развития регионов) [3].

Планирование, прогнозирование фискальных платежей является неотъемлемой составляющей государственного налогового менеджмента в общей системе управления финансами. От уровня развития налогового планирования и прогнозирования налогов и сборов зависит своевременность и полнота выполнения плановых показателей, легитимность решения налоговых ситуаций, избежание создания условий для негативных событий, которые вызывают появление фискально-финансовых рисков а, соответственно, и увеличение некоторых статей расходов государственного или местных бюджетов.

Налоговое планирование, прогнозирование, в частности НДС, на макроуровне является комплексной работой фискально-бюджетных органов, которая предусматривает формирование реальных показателей (как качественных, так и количественных параметров) поступления налогов и сборов в перспективе. Это осуществляется с целью выполнения бюджетных задач, обеспечения прогнозируемых темпов социально-финансового уровня развития страны в контексте общей законодательно закрепленной экономически-социальной концепции. Внедрение налогового планирования и прогнозирования НДС базируется на общих принципах налогообложения, целях и задачах налоговой политики.

Налоговое планирование, прогнозирование является центральным элементом налогово-бюджетного менеджмента, предусматривающий возможность получения желаемого финансово-социального результата в перспективе и оптимального использования методов, инструментов для достижения такого результата в условиях наличия фискально-бюджетных рисков [6].

По нашему мнению, налоговое прогнозирование и планирование НДС — это определение реальной и обоснованной величины поступления в государственный бюджет НДС и объемов его бюджетного возмещения и другого размера расходов, связанных с администрированием этого налога, формирования планов, прогнозов на основе общеэкономических показателей развития страны, учитывая влияние соответствующих факторов и факторов.

Специфика такого прогнозирования и планирования заключается в особенностях, которые характерны только для НДС, в частности то, что сумма оплаты налогоплательщиками определяется как разница между налоговым обязательством и налоговым кредитом, если субъект предпринимательской деятельности получит отрицательное значение, предполагается бюджетное возмещение.

Толкование любой экономической категории необходимо исследовать не только через призму сущности, а и через объект, субъект и собственно этапы такой деятельности. Объектом прогнозирования и планирования НДС является величина налоговых обязательств налогоплательщиков на следующие налоговые (бюджетные) периоды, то есть разработка реалистичных, обоснованных размеров сумм налога с учетом факторов влияния и минимальным уровнем погрешности.

Субъектами налогового планирования и прогнозирования НДС на макроуровне являются государственные органы, непосредственно обеспечивающие реализацию бюджетно-налоговой политики в стране. Систематизируют субъекты налогового менеджмента в зависимости от видов юридической действенности, регламента полномочий, можно выделить следующие группы: первая группа — органы законодательной власти, уполномоченные заключать нормативно-правовые акты в бюджетно-налоговой сфере. Другая группа — органы, на которые возложены функции внедрения бюджетной и налоговой политики. Третья группа — органы оперативного управления в налоговой сфере.

Важное значение имеет влияние макроэкономических факторов, действие которых на прямую или косвенно влияет на величину фискальных платежей, а соответственно на плановые, прогнозные показатели.

Такими макроэкономическими показателями являются:

  • объем реального и номинального ВВП;
  • уровень тенизации экономики страны;
  • индекс потребительских цен;
  • минимальная заработная плата;
  • курс национальной денежной единицы;
  • величина экспортно-импортных операций;
  • уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;
  • объем инвестиций [5].

Таким образом, учитывая влияние вышеупомянутых показателей, субъекты государственного налогового менеджмента на основе определенной методики осуществляют расчет плана и прогноза по НДС. Поэтому в контексте исследования необходимо рассмотреть систему методов такого планирования, прогнозирования.

В общем, методы налогового прогнозирования НДС с теоретической точки зрения можно дифференцировать на три основные группы:

  • экспертный (основывается на предыдущем сборе информации и ее обработке, а также на суждениях экспертов по поставленной проблематике);
  • экстраполяция (изучение предыдущего развития объекта и переноса закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее);
  • моделирования (исследования поисковых и нормативных моделей прогнозируемого объекта, относительно ожидаемых или намеченных изменений в его состоянии) [4].

Как отмечено выше, работа фискально-бюджетных органов по планированию налоговых платежей должна начинаться с оценки потенциального влияния различных факторов на объемы ожидаемых налоговых поступлений. Для этого целесообразно использовать методы, известные в теории статистики и экономического анализа.

Эти методы, при наличии информации о фактических и базовых показателях, позволяют рассчитать влияние отдельных факторов на результативный показатель.

К этим методам относятся:

  • метод цепных подстановок;
  • метод абсолютных разниц;
  • метод относительных разниц;
  • метод скорректированного показателя [2].

Эффективность налогового планирования и прогнозирования фискальных платежей по НДС напрямую влияет на уровень фактических поступлений и оценку выполнения Государственного бюджета России за определенный период по статье налоговых поступлений, поскольку исследуемый налог занимает ведущую роль в формировании таких доходов.

Учитывая низкий уровень фискальной и регулятивной эффективности НДС в России за последние годы, то можно сказать, что реформирование такой составляющей государственного налогового менеджмента, как разработка планов и прогнозов, должна устранять проблемы функционирования фискально-бюджетной сферы, а именно:

  • высокого уровня налоговой нагрузки по НДС;
  • наличие ритмичности и неравномерности поступления суммы НДС;
  • дисбалансов фискально-бюджетной системы;
  • значительное перераспределение налоговых поступлений, поступлений от косвенных налогов, в частности НДС через ВВП;
  • невыполнение плановых показателей по НДС;
  • непрозрачность и низкий уровень эффективности государственных органов соответствующей компетенции по разработке, соблюдении величины плановых показателей по налоговых поступлениях НДС [4].

Совершенствование процесса планирования и прогнозирования фискальных платежей по НДС необходимо осуществлять на основе следующих четырех концептуальных составляющих:

  • повышение роли программно-информационного обеспечения;
  • внедрение инновационных методов налогового планирования, прогнозирования НДС;
  • совершенствование нормативно-правовой базы;
  • увеличение уровня качества технико-кадрового обеспечения.

В заключении можно сделать вывод, что методика планирования, прогнозирования поступления платежей по НДС должна базироваться на зависимости между показателями социально-экономического развития страны и поступлением налога, что дает возможность не только повысить обоснованность и точность прогнозов, планов налоговых поступлений, но и обеспечить комплексность, согласованность экономического и социального развития страны в перспективе [5].

Читайте также

Список литературы

  1. Васильева, М.В. Методы налогового прогнозирования на макроуровне / М.В.Васильева // Управленческий учет. – 2011. - №6 – С.63-73
  2. Едронова, В.Н. Прогнозирование налоговых поступлений в субъекте Российской Федерации / В.Н.Едронова, Н.Н.Акимов // Финансы и кредит. – 2008. - №17. – С.51-54
  3. Кузьменко, В.В. Методические проблемы прогнозирования налоговых доходов / В.В. Кузьменко // Экономика. – 2007. - №6. – С.19.
  4. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации. Режим доступа: http:/minfin.ru
  5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Режим доступа: http:/nalog.ru
  6. Пешкова, Е.П. Моделирование прогноза налоговых поступлений в бюджет / Е.П. Пешкова, А.А. Пешкова, Л.В. Вардересян // Финансы и кредит. – 2008. -№20. –С.17-22.
  7. Сидорова, Е.Ю. Налоговое планирование: курс лекций / Е.Ю. Сидорова. – М.: Экзамен, 2006. – 221 с.

Цитировать

Бычихина, К.В. Методологические аспекты прогнозирования в налогообложении НДС / К.В. Бычихина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 65. — С. 125-129. — URL: https://novainfo.ru/article/12937 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться