Интернет зависимость студентов и пути его преодоления

№66-1,

социологические науки

Информационной эрой называют 21 век. Человек в этой эре рассматривается как индивидуальная единица. Удобным видом коммуникации все больше является интернет, который не только обеспечивает удобства в жизни, деловой активности, но и может повлечь отрицательные последствия, особенно у студентов. Интернет-зависимость означает большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основными видами угроз, с которыми может столкнуться студент во время пользования интернетом можно считать психологическую, криминальную, общегосударственную опасность. Для решения личностных проблем, связанных в том числе, и с интернет-зависимостью, авторы статьи предлагают студентам заниматься саморазвитием и осознавать стратегию здорового образа жизни. Саморазвитие включает постоянную работу человека над самим собой, с целью выработки личностных качеств, компетенций. Отказаться от интернет-коммуникаций сегодня невозможно, но их следует дозировать, чтобы не потерять чувственные, речевые элементы.

Похожие материалы

В 21 веке, который называют информационной эрой, стремительно развивающийся системой, постиндустриальной цивилизацией, человек рассматривается как индивидуальная единица, реализующая себя в разных сферах деятельности. Например, в институте семьи, образовании, и в более глобальном масштабе — внутри этноса, государства, а также в виртуальном пространстве, являясь при этом пользователем со своими правилами и обязанностями, продиктованными виртуальными законами глобальной сети.

Понимая очевидные преимущества использования интернета, например, удобство в коммуникации, следует выделить и отрицательные факторы — это интернет-зависимость, которая проявляется вследствие не ограниченной эксплуатации интернета. Сегодня использование интернет-ресурсов необходимо, как питание и отдых. Пользователи интернетом, которые много время проводят в интернете, уже не могут представить себе жизнь без форумов, социальных сетей, скайпа. Студенты, которые составляют большую часть пользователей интернета, уделяют мало внимания окружающим, исключением составляют люди, которые зарегистрированы в социальных сетях [4].

Интернет-зависимость (с англ.яз. «Internet addiction») — это широкий термин, который означает большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Следует выделить основные типы данного явления [1, стр. 45].

  1. Киберсексуальная зависимость — это неподдающееся контролю зависимость к посещению сайтов, содержащих материалы для взрослых.
  2. Необходимость в виртуальных знакомствах — большое количество знакомых и друзей в социальных сетях.
  3. Навязчивая потребность в сети — это, например, желание играть в компьютерные игры через интернет, или же постоянно покупать что-либо с помощью интернета.
  4. Информационная перегрузка — это бесконечный поиск информации через поисковые сайты.

Оценивая направленность информационных воздействий интернета следует и определить, с какой последовательностью и по каким причинам студенты начинают регистрироваться в социальных сетях [4].

Алгоритм формирования интернет-зависимости
Рисунок 1. Алгоритм формирования интернет-зависимости

Следует подчеркнуть, что в первую очередь студенту для пользования социальной сетью требуется её появление. Далее данная сеть должна включать в себя перечень функций, быть удобной и простой в использовании, быть хорошо защищённой и популярной, а также являться конфиденциальной.

Для самого же студента первостепенным является получение доступа к сети интернет, который позволит ему оценивать его возможности и научиться работать в виртуальной сфере. К студенту впоследствии придет осознание удобства данной сферы деятельности, поскольку интернет можно использовать как в учебной, так и в межличностной сфере. Позже, по мере использования студент приходит к выводу о надежности интернета и начинает доверять его источникам. Активность студента возрастает за счет возможностей получения интересующих его вопросов и для распространения собственной информации. Впоследствии человек становится частью сети интернета и постепенно привыкает к своему виртуальному статусу. У него начинает появляться «параллельный» виртуальный мир, в котором люди живут по-своему. Само же воздействие интернета на жизнь студента, а также согласие и принятие правил сети, становится для студента неконтролирующим фактором, что часто приводит к возникновению интернет-зависимости [4].

Интернет является главным проводником глобальный (мировой) и частной информации, которая может быть полезной или же отрицательно сказываться на человеке. В таблице 1 представлены основные виды угроз, с которыми может столкнуться человек в процессе пользования интернетом [1, стр. 45]:

Таблица 1. Основные виды угроз, с которыми может столкнуться студент во время ежедневного пользования интернетом.

Виды угроз

Характеристика

Психологическая

Она связана с деформацией душевного состояния конкретных людей и, как следствие, общественного сознания в целом.

Криминальная

Включает в себя многочисленные формы обмана, шантажа, хакерства, взлома кодов и хищения денег.

Общегосударственная

Охватывает опасные для государства, государственных органов и институтов информационные источники.

Согласно таблице 1 следует выделить, что особое распространение и особую опасность представляет криминальная угроза. Существует несколько самых известных её форм, с которыми студенты могут столкнуться в интернете [1, стр. 46]:

– SMS-мошенничество, скачивание баннеров разного содержания и вирусов;

– кибербуллинг — это преследование человека по интернету, которое сопровождается публикациями сообщений, картинок, а также роликов агрессивного характера;

– домогательства разного характера, которые распространены в социальных сетях.

Как и любая форма зависимости, интернет-зависимость имеет различные психологические причины. Очень часто интернет может привлекать людей с заниженной самооценкой, не удовлетворенных собой, не способных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с людьми. В большинстве случаев от интернет-зависимости страдают именно студенты. Современное поколение 21 века уже выросло в информационную эпоху, в эпоху интернета, сегодняшним студентам реальное общение становиться в тягость, в не желание, развивать личностные контакты, взаимодействовать со сверстниками и противоположным полом в живую, и т.п.

Виртуальное пространство выступает заменителем живого общения. Это, например, возможность немедленно прервать неприятный контакт (что дает ощущение власти и контроля над ситуацией), отсутствие риска и ответственности в отношениях (анонимность и дистанцированность), новые яркие эмоции (выгодная самопрезентация), создание образа, противоположного реальному. Широко распространены виртуальные ролевые игры, где каждый может стать любым персонажем (чаще всего не имеющим никакого отношения к реальности), тем самым преодолевая собственные ограничения, вести себя, думать и чувствовать, как вымышленный герой [1, стр. 46].

Для решения многих личностных проблем, связанных в том числе, и с интернет-зависимостью, авторы статьи предлагают заниматься саморазвитием. В человеке, в отличии от животных, природа и существование не совпадают; посредством собственного сознания человек может в определенной степени влиять на свою эволюцию, он становится личностью постольку, поскольку участвует в собственном развитии [3, с. 8].

Саморазвитие (с англ. я. «Self-development») — это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств [5]. Наглядно данный процесс продемонстрирован на рисунке 2.

структура саморазвития
Рисунок 2. структура саморазвития

Следует понимать, что в процессе саморазвития (рис.2) человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения.

Личностное развитие достигается через самокоррекцию, которая связана с личностным ростом. Личностный рост вызывается углублением достоинств, которое появляется, когда человек ставит перед собой определенные цели и старается достичь их. Достижение этих целей зависит от искоренения собственных недостатков (а именно зависимость от интернета и является собственным недостатком человека). Пройдя путь самокоррекции и личностного роста, человек может достичь пути самореализации, при которой зависимость от интернета становится все меньше и в конечном счете может стать минимальной (в зависимости от деятельности человека).

Самореализация через саморазвитие может проявляться через желание заниматься тем, что полезно, а именно спортом разной направленности (шахматами для интеллектуального развития и плаваньем для телесного развития), научным саморазвитием (развитие в человеке возможностей анализировать, принимать решения, смотреть в будущее), а также развиваться социально, ведь каждый человек нуждается в живом общении с людьми. При взаимодействии с обществом человек развивается и благодаря различным внешним условиям, за счет которых у людей могут открыться их таланты.

Итак, интернет-зависимость для жителей РФ является новым явлением, и пока нет единого подхода к изучению этого явления, нет также и государственных центров для людей с этой проблемой, которые хотели бы от неё избавиться. Нет единой системы профилактики проблемы интернет-зависимости в виде законов. Для современной России и мира в целом уже вошло в норму, что дети с 5-6 лет умеют пользоваться компьютером. Отсюда следует понимание, что тема интернет-зависимости будет со временем всё актуальнее и людям стоит задумываться о способах, как уберечь себя от интернет-зависимости. Сейчас, наиболее эффективным способом является саморазвитие, которое достигается через самозанятость собою, и достижением определенных внешних и внутренних целей [2, стр. 315]. Успехом может послужить самореализация, при которой человек достигает определенных высот, укрепляя свои позиции в моральном, духовном, социальном плане.

Список литературы

  1. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына и др. – М.: Прометей, 2012. – 86 с.
  2. Технология социальной работы с молодежь. Материалы III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием (Кострома, 22-27 октября 2015 г.) / сост. О.Н. Веричева; науч. Ред. Н.Ф. Басов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – 444 с.
  3. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование личностного саморазвития: монография / Н. А. Низовских. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 405 с.
  4. http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-zavisimosti-studentov-vuza-ot-seti-internet (дата посещения: 10.12.2016 г.).
  5. http://psyznaiyka.net/samorazvitie.html (дата посещения: 19.03.2017 г.).