Психология общения с людьми

№66-1,

психологические науки

Что такое психология общения? Какие средства общения нужно применять в беседе с человеком,чтобы найти с ним "общий язык". Как побороть коммуникативные барьеры и стать общительным человеком.

Похожие материалы

Вряд ли можно представить себе человека, который живёт в обществе, при этом не общается с другими членами этого общества. Каждый день человек общается с родственниками, семьей, друзьями, коллегами и другими людьми. Однако некоторые люди, не имея никаких сложностей, могут общаться с малознакомыми людьми, быстро убеждать в правоте своих собеседников, а при дружеских встречах и даже в незнакомой компании всегда находятся в центре событий; другим же сложно найти общий язык даже с самыми близкими.

Психология общения с людьми — раздел психологии, который изучает особенности разных видов общения и выявляет закономерности и правила, придерживаясь которых, человек сможет пользоваться большой популярностью у оппонентов и избегать трудности в общении. Именно психология общения помогает человеку познать правила и тонкости успешного общения с окружением.

При общении с людьми важна не только речь, но и невербальные средства: жесты, мимика, интонация, то, как ты будешь говорить, тоже имеет огромное значение. При взаимном общении люди принимают не только какие-то факты, но и эмоциональный посыл говорящего. Поэтому мы приходим к выводу, что психология общения основывается на взаимосвязи между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.

Для того, чтобы человек нашел «общий язык» со своим собеседником, ему необходимо научиться владеть следующими коммуникативными приемами:

  1. Наблюдательность — общаясь со своим собеседником, отмечайте особенности его поведения, речи, стиля одежды, жестикуляции и др., потому что именно по этим признакам можно сделать определенные выводы о человеке. На основании сделанных выводов вам легко будет подстроиться под собеседника и быстрее завязать с ним разговор.
  2. Лучший собеседник — не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Притча: «Как важно правильно слушать»

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

  • Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»?
  • …пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?
  • …непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.
  1. Оттачивание коммуникативных навыков — общаясь с разными людьми, как со знакомыми, так и с незнакомцами, вы развиваете коммуникативные способности, преодолеваете барьеры в общении. Начиная разговор с незнакомцами (спрашивая дорогу, пытаясь познакомиться), вы можете невольно научиться подстраиваться под собеседника.
  2. Расширение собственного кругозора — тот, кто знает много интересной и полезной информации, адаптируется в любой теме , находится в курсе последних событий, наверняка будет интересным собеседником в глазах других людей.
  3. Умение "читать" эмоции собеседника и контролировать собственные эмоции — большая часть информации при общении с собеседником передается невербальным путем, если вы научитесь различать эмоции собеседника, то это будет огромным плюсом к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми. Ориентируюсь на эмоции и внутреннее состояние человека, а не только на его слова, общение будет более успешным.
  4. Улыбайтесь. Улыбающимся людям приписывают лучшие человеческие качества, они, в целом, кажутся более привлекательными. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним — это радость и удовольствие.
  5. Соблюдение правил этикета и норм, принятых в обществе — это одна из обязательных составляющих успешного общения. Психология общения с людьми определяет нормы поведения и правила, которых необходимо придерживаться при общении, так как они приняты в широких кругах общества.
  6. Соблюдение 6 рекомендаций в общении с людьми, сформированных гениальным психологом и социологом Д. Карнеги:
    • проявление искреннего интереса к собеседнику;
    • обращение к собеседнику по имени;
    • искренняя и доброжелательная улыбка при общении;
    • умение выбирать такую тему разговора, которая будет интересна собеседнику;
    • умение не только говорить, но и слушать;
    • искреннее признание значимости собеседника и его достижений.

Каждый может научиться преодолевать коммуникативные барьеры и находить нужный подход, если будет изучать психологию общения с людьми и применять собственные коммуникативные способности. Именно общительные люди имеют больше шансов достичь высоких достижений в различных сферах деятельности.