Особенности изучения нарушения мышления у осужденных мужского пола, содержащихся в исправительной колонии

№65-1,

психологические науки

В статье рассмотрены основные методики изучения нарушения мышления у осужденных мужского пола, содержащихся в исправительной колонии. Изучены особенности нарушения мышления и специфика проявления данного феномена. Упоминается мысль о том, что в ходе исследования была выявлена группа осужденных мужского пола, находящихся в депрессии.

Похожие материалы

В местах лишения свободы содержится значительное количество осужденных, имеющих психические расстройства. Сложные психотравмирующие ситуации, режим ограничения, резкая ломка биологического и психологического стереотипа функционирования, страх унижения, агрессии, акты насилия, в том числе сексуального, нередко служат одним из факторов нарушения психических процессов у осужденных, в частности, нарушения мышления. Согласно приказу Минюста России от 12.12.2005 года № 238 «Об организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» одной из основных задач психологической службы является психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения осужденных и оказание им грамотной психологической помощи.

Поэтому, важным аспектом реализации данной задачи, является изучение нарушения мышления у осужденных мужского пола, содержащихся в исправительной колонии, с последующей разработкой программ психопрофилактического и психокоррекционного воздействия.

С целью изучения нарушений мышления осужденных была сформирована выборка, состоящая из 30 осужденных мужского пола, содержащихся в исправительной колонии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области в возрасте от 35 до 88 лет, имеющих судимость за умышленное убийство и терроризм.

Объектом исследования выступили психические процессы осужденных мужского пола, содержащихся в исправительных колониях, предметом — особенности мышления осужденных мужского пола, содержащихся в исправительных колониях.

Выделенные объект, предмет, цель и задачи исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования: мышление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, отличается конкретикой, интеллектуальной недостаточностью, стандартностью, оригинальностью, адекватностью.

Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий: беседа, наблюдение, методика «Исключение слов», «Пиктограмма» А. Н. Леонтьева, Методика «Словесный лабиринт».

Анализ результатов исследования по методике «Исключение слов» позволил разделить всю выборку на семь групп, 1 группа — осужденные с нестандартными ответами, которые придавали глубокое значение в своем мышлении (3%), 2 группа — осужденные, устанавливающие обобщение на основе существенных признаков (17%), 3 группа — осужденные, устанавливающие обобщения на основе существенных признаков, допуская незначительные ошибки (9%), 4 группа — осужденные, устанавливающие обобщения на основе существенных признаков, не выполнив задания (3%), 5 группа — осужденные, выделявшие слова, без обобщений, формулировок и объяснений (20%), 6 группа — осужденные, выделявшие слова, без обобщений, формулировок и объяснений, допуская незначительные ошибки (45%), 7 группа — осужденные, не справившиеся с заданием (3%).

Обобщив результаты по данной методике, следует отметить, что большая часть осужденных справилась с заданием, и имела обычную степень определения классификации и анализа данных. Та группа, которая не справилась с заданием, отличалась старческим слабоумием, и не имела возможности выполнить задание даже на легких примерах.

Результаты данных по методике «Словесный Лабиринт» позволили выделить то, что 59 % осужденных имели высокую подвижность ума, часть из них, а именно 15 % от общего количества имели так же высокую способность к обучаемости, как индивидуально, так и в группе. К показателю ригидности относилось меньше 38 % осужденных, которые затрачивали больше времени на выполнение задания, либо перестраивали свое мышление, тратя лишнее время, ища новые пути решения. Из них выделялись, те кто способен к обучению, их число составляло 9 %. Среди полученных данных имелись неуспешные результаты с большими затратам времени и с низкими результатами 3 %. Данная категория не способна быстро рассуждать и мыслить.

Обработка результатов по методике «Пиктограмма» позволила провести качественный анализ каждого образа и определить процентное соотношение осужденных, выбиравших тот или иной образ. Так, по фактору абстрактности, 21% осужденных изображали конкретную ситуацию, в рамках одного или нескольких заданий. Конкретные образы носили ситуационный характер, где изображен человек (фигура или полностью), который совершает действие. Примеры: понятие «тяжелая работа» — изображен работающий человек, понятие «Веселый праздник» осужденный рисовал, как празднуют масленицу.

Атрибутивные образы осужденными использовались чаще (42%), они выбирались по принципу принадлежности. К примеру, на понятие «Веселый праздник» осужденным был изображен фейерверк, шарики, торт. Большинство этих образов были достаточно скупы на изображение.

Метаморфические образы, встречались очень мало, выражались через определенный конкретный предмет, в полученных данных существует один пример, где изображены часы на понятие «обман». Данная метафора была придумана в ходе непосредственного выполнения задания.

Геометрические образы (графические, грамматические) использовались относительно часто (33% ). Осужденные изображали на понятие «Болезнь» и «Разлука» отрицательную улыбку, на понятие «Обман» — сердце, на понятие «Развитие» — кривую, стремящуюся вверх.

Индивидуально значимые понятие использовались редко (6%), например, на понятие «Счастье» осужденные изображали семью, велосипед. В объяснении осужденные делали вывод, что для них счастье — это находиться в семье, иметь детей, жену, либо иметь определенную вещь, например, велосипед.

Уровень запоминания осужденными изображений, которые они рисовали находился в диапазоне от 48% до 100%. Учитывая, что часть осужденных не выполнила задание, это хороший результат, так как данная группа осужденных воспроизводила 8-10 изображений. 21% осужденных воспроизвели меньше 8 зарисовок, что характеризовало умственную отсталость — олигофрению.

В итоге было выявлено, что стандартные образы встречались часто (63 % из 100 %), оригинальные образы встречались редко (9% из 100 %).

Таким образом, в проведенном исследовании было установлено, что здоровые люди чаще всего не имели индивидуальных образов, у них преобладали атрибутивные и стандартные образы, отсутствовали геометрические образы, прямые персеверации, наблюдалось упорядоченное изображение, размеры имели адекватный вид.

Также в ходе исследования была выявлена группа осужденных, находящихся в депрессии. Для них характерно использование адекватных, стандартных образов с использованием микрографии, прорисовыванием мелких деталей, либо наоборот скупость деталей и слабый нажим, они хорошо воспроизводили нарисованные понятия.

Подводя итог, необходимо сделать вывод о том, что изучение нарушения мышления у осужденных мужского пола, содержащихся в исправительной колонии возможно с помощью предложенного комплекса психодиагностических методик. Для групп осужденных мужского пола, имеющих нарушения мышления, а также предрасположенных к развитию данной дисфункции, необходимо разрабатывать психокоррекционные и психопрофилактические мероприятия с привлечением клинических психологов.