Понятие «личность преступника» является многогранным и изучается различными специалистами — философами, социологами, психиатрами, педагогами, юристами и психологами. Изучив качества личности, обусловившие преступление, можно отнести преступника к определенному типу, категории, и соответственно прогнозировать вероятность совершения им преступлений в будущем, выбирать меры реагирования на совершенное преступление; разработать меры психологического характера, направленные на предупреждение и пресечение преступлений.
Психологическая характеристика личности подозреваемого, обвиняемого учитывается при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, например, при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности.
Изучение психологии личности подозреваемого, обвиняемого поможет в разработке системы мероприятий, направленных на подготовку людей к адекватному поведению в криминогенных ситуациях, профилактику виктимного поведения и психологическую поддержку жертв преступлений.
Вместе с тем стоит отметить прогрессивную тенденцию в развитии пенитенциарных психологов в направлении развития деятельности их работы непосредственно на ресоциализацию осужденных и социально-психологическую профилактику повторных преступлений. Так, в Концепции развития УИС до 2020 года подчеркивается роль изучения и психологической коррекции личностных особенностей поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных с целью предупреждения деструктивных явлений в местах лишения свободы, благоприятной адаптации к отбыванию наказания и жизни после освобождения, предупреждения рецидивной преступности.
С целью выявления психологических особенностей личности подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, нами была сформирована выборка в количестве 30 подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.
Экспериментальное исследование подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений проводилось на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области.
Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий: методика диагностики темперамента Я. Стреляу, опросник психологической устойчивости к стрессу, преодоление трудных жизненных ситуаций, опросник диагностики социально-психологической адаптации.
Эмпирический анализ результатов по методике PTS (методика диагностики темперамента Я. Стреляу) позволил выявить следующие результаты. У испытуемых преобладает сила процесса торможения, то сеть возникающие стимулы возбуждения нервных процессов легко гасятся, в силу чего происходит быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, в поведенческих особенностях это выражается в высоком самоконтроле, собранности, бдительности, относительной устойчивости поведения личности подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.
При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, относительно устойчивое настроение, реальная оценка своих способностей, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость. Знание статичных особенностей нервной системы подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, позволяют сделать вывод о том, что в целом, они отличаются наличием эмоциональных нарушений, чрезмерной стойкостью аффекта и повышенной интерперсональной сензитивностью.
Анализ результатов по методике ОПУС (опросник психологической устойчивости к стрессу) показал, что более 60% подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений имеют высокие значения по следующим шкалам: устойчивость к негативной социальной оценке, самооценке, неопределённости, информационным, физическим перегрузкам, повседневным стрессорам. Подобная выраженность значений обусловлена тем фактором, что подозреваемые, обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений не занимаются активной трудовой деятельностью, следовательно, нет физической, либо интеллектуальной нагрузки, ежедневное выполнение режимных требований формирует в личности навык привычки к повседневным стрессам, вырабатывает устойчивость личности к эмоционально насыщённым, конфликтным ситуациям.
Однако, значительное влияние на индивидуально-типологические особенности подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений могут оказывать стрессы: возникающие неожиданно, имеющие характер повторяемости, и продолжительности длительный период времени; состояние напряжения порождается неопределённостью будущего, в силу чего снижается устойчивость к дефициту времени.
Таким образом, нехватка позитивных жизненных ресурсов в условиях изоляции ведет к нарушениям социальной адаптации личности, развитию стресс — зависимых заболеваний.
По результатам обработки методики SVF-120 (преодоление трудных жизненных ситуаций) можно сделать следующие выводы о том, что у более чем 60% подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений преобладают высокие значения по следующим шкалам: поиск социальной поддержки, бегство от стрессовой ситуации, то есть подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, время от времени возвращаются к своим переживаниям испытывая негативные чувства (самообвинение), беспомощность, жалость к себе, что свидетельствует о выраженной общей ситуации в условиях изоляции, которая является стрессовой.
Психическим проявлениям общего адаптационного синдрома является «эмоциональный стресс» — т. е. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействие экстремальных и повреждающих факторов, что связано с вовлечением эмоций в структуру любого целенаправленного поведенческого акта.
В качестве стрессора в условиях изоляции выступают травматические события (соблюдение правил внутреннего распорядка, ограничение в передвижении, выбор альтернативных жизненных стратегий), обладающие мощным негативным последствием, психологические последствия которого разнообразны.
В ходе исследования нами было установлено, что, возможно, наиболее эффективными являются две стратегии:
- целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы;
- осознание человеком значения травматического события.
Эмпирический анализ результатов методики СПА (опросник диагностики социально-психологической адаптации) показал, что у подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений высокие значения получены по показателям принятие себя, ожидание внутреннего контроля, уход от проблем. Низкие значения по шкалам: адаптированность, эмоциональный комфорт, доминирование, что свидетельствует о состоянии напряжения, тревоги, страха.
Одна из основных причин тревоги — чувство личной безопасности. Подозреваемым, обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений трудно сохранить свою личность и преодолеть социальное отчуждение. Если они не способны противостоять внешнему принуждению и изоляции, то отчуждение становится и внутренним, психологическим, человек быстро начинает испытывать чувства одиночества, бессмысленного существования, что часто приводит к распаду самой личности. Постоянное состояние тревоги, ощущение своей неполноценности, нежелание мириться с действительностью, отсутствие социально значимых связей может вызвать срыв, что, в свою очередь, может привести как к нанесению себе самоповреждений (например, с целью «спустить пар»), так и к попыткам самоубийства.
Таким образом, для подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений характерны:
- наличие эмоциональных нарушений, чрезмерная стойкость аффекта, повышенная итерперсональная сензитивность;
- преобладают негативные стратегии преодоления стресса (бегство от стрессовой ситуации, «заезженная пластинка», беспомощность, жалость к себе, самообвинение), которые только усиливают стресс. Позитивные стратегии преодоления стресса используются слабо: из когнитивных стратегий используется только снижение значения стрессовой ситуации; вообще не используются обращение к позитивным ситуациям, состояниям, исключающим стресс; не предпринимаются им попытки осуществить действия по контролю стрессовых ситуаций;
- имеются трудности в социально-психологической адаптации, присущи такие психические состояния как напряжение, тревога, страх, а также состояние одиночества, которые могут спровоцировать аутодеструктивное поведение.