Конкурентоспособность образовательных услуг в системе высшего образования на примере Уральского Федерального университета

№66-1,

экономические науки

В статье рассматривается конкурентоспособность вузов на примере Уральского федерального университета (УрФУ). Анализируются факторы конкурентоспособности вуза в сфере профессионального образования.

Похожие материалы

Конкуренцией называют способность товара соперничать на рынке с аналогичными товарами. Под высшим учебным заведением подразумевают учебное заведение, которое даёт высшее профессиональное образование и осуществляет научную деятельность

Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.[1]

Изменение характеристик конкуренции между вузами проявляются следующим образом:

  1. конкуренция возрастает с увеличением числа конкурирующих университетов;
  2. конкуренция усиливается, когда крупные вузы присоединяют другой вуз и принимают решительные меры по выводу его в ведущие;
  3. конкуренция сильна, когда спрос на услуги растет медленно;
  4. конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают вуз на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
  5. конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной услуги на другие невелики;
  6. конкуренция усиливается, когда одна или несколько вузов не удовлетворены своей долей рынка;
  7. конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
  8. конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
  9. ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии вузов различаются в значительной мере и открыты большинству.[2]

Уральский федеральный университет — крупнейший вуз Урала, ведущий научно-образовательный центр региона и один из крупнейших вузов Российской Федерации. Ректор — кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Кокшаров, до этого исполнявший обязанности главы правительства Свердловской области.

Согласно Президентскому указу, УрФУ создан на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет — УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». Фактически это произошло путём присоединения к этому вузу классического университета УрГУ при поддержке Уральского отделения РАН.

Миссией УрФУ является повышение международной конкурентоспособности Уральского региона и обеспечить повторную индустриализацию, создание кадрового и научно-технического потенциала, чтобы сбалансировать традиционные и постиндустриальные сектора российской экономики, в основном, в Уральском федеральном округе.

Стратегической целью создания университета является формирование в Уральском федеральном округе научно-образовательного и инновационного центра, ядром которого станет университет. Это обеспечит лидерство университета в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.[3]

Сведения по показателям мониторинга эффективности деятельности

Позиции филиала по основным показателям Мониторинга в сравнении с пороговыми значениями показателей (Рис. 1)

Позиции организации по основным показателям мониторинга.
Рисунок 1. Позиции организации по основным показателям мониторинга.

Таблица 1. Сравнительный анализ показателей УрФУ с пороговыми значениями

Наименование показателя

Значение показателя вуза

Пороговоезначение

1

Образовательная деятельность

60,07

60

2

Научно-исследовательская деятельность

87,61

70,1

3

Международная деятельность

0,97

1

4

Финансово-экономическая деятельность

1867,13

1566,11

5

Инфраструктура

46,61

14,51

6

Приведенный контингент студентов

891,1

220

7

Дополнительный показатель

4,03

2,87

Результаты филиала по направлениям деятельности

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность является основным видом деятельности университета, имеет повышенный вес на консолидированной оценке. Цель и задачи Концепции развития университета являются рекомендации по разработки предложений по развитию структурных подразделений, которые должны полностью соответствовать стратегическим целям и задачам университета и обеспечить соблюдение критериев определяющих статус университета (Рис. 2) .

Образовательная деятельность УрФу.
Рисунок 2. Образовательная деятельность УрФу.
Научная деятельность

Научная деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (Рис. 3).

Научная деятельность УрФу.
Рисунок 3. Научная деятельность УрФу.
Международная деятельность

Международная деятельность университета является составной частью в подготовке специалистов, свободно ориентирующихся в отечественных и зарубежных технологиях, обладающих широкими и конкурентоспособными перспективами на мировом рынке труда высококвалифицированных специалистов (Рис.4).

Международная деятельность УрФУ.
Рисунок 4. Международная деятельность УрФУ.
Финансово-экономическая деятельность

Финансовая стратегия университета направлена на удовлетворение следующих трех целей: выделение необходимых денежных средств; обеспечение прибыльности и повышение производительности; удовлетворение материальных и социальных потребностей ППС и его сотрудников (Рис. 5).

Финансово-экономическая деятельность УрФУ.
Рисунок 5. Финансово-экономическая деятельность УрФУ.

Таблица 2.

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя вуза

1

Доходы вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР

тыс.руб.

740,24

2

Отношение среднего заработка НПР в вузе (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона

%

108,39

3

Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент)

тыс.руб.

207,75

Инфраструктура
Инфраструктура УрФУ.
Рисунок 6. Инфраструктура УрФУ.

Таблица 3.

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя вуза

1

Общая площадь учебно- лабораторных помещений в расчете на одного студента (приведенного контингента), в том числе:

кв.м

46,61

1.1

имеющихся у вуза на праве собственности

кв.м

0

1.2

закрепленных за вузом на праве оперативного управления

кв.м

46,61

1.3

предоставленных вузу в безвозмездное пользование

кв.м

0

1.4

предоставленных вузу в аренду

кв.м

0

2

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (приведенного контингента)

единиц

0,49

3

Удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) вуза в общей стоимости машин и оборудования

%

33,42

4

Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента (приведенного контингента)

%

277,07

Кадровый состав
Кадровый состав УрФу.
Рисунок 7. Кадровый состав УрФу.

Таблица 4.

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя вуза

1

Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР

%

56,13

2

Удельный вес НПР имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР

%

8,83

3

Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)

%

61,9

4

Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов

единиц

4,13

5

Доля штатных работников ППС в общей численности ППС

%

83,47

Новая стратегия обеспечения конкурентоспособности университета в системе профессионального высшего образования, должна включать в себя:

  • квалификационную инфляцию (завышение оценок)
  • расширение участия лица в финансировании высшего образования
  • изменения характера последипломной подготовки специалистов в плане повышения профессиональной ориентации и практической
  • необходимость опоры на специалистов с глубокими фундаментальными знаниями и широким кругозором.

Список литературы

  1. Куярова Л.Я., Пономарев И.П. Исследование востребованности маркетинговых услуг со стороны среднего бизнеса/ / Маркетинг в России и за рубежом. № 1. 2004. - С. 19.
  2. Особенности конкурентоспособного ВУЗа [электронный ресурс] – Режим доступа: http://studbooks.net/990624/marketing/osobennosti_konkurentosposobnosti_vuza
  3. Уральский федеральный университет [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfu.ru/ru/about/today/mission/