Развитие России и мира: перспективы в концепциях и сценариях в условиях устойчивого развития

№7-1,

экономические науки

В первом десятилетии XXI века ключевые игроки, определяющие динамику мировой ситуации, расширяют сферы применения теории и методов стратегического анализа. Применение стратегического анализа, обусловлено серьезными причинами и уже имеет свои вполне конкретные последствия. Современная стратегия стран определяется качественными характеристиками национальной стратегической культуры, лидерства и инициативы. В XXI в. тон задают новые реальности — глобальные центры власти, международный терроризм, геополитические комплексы, войны четвертого поколения. В странах, которым принадлежит инициатива в мировой политике и экономике, существует большой интерес к историческим, научным и практическим аспектам стратегического анализа, методам устойчивого развития. Напротив, в странах-аутсайдерах эта область знаний остается неразвитой, что обусловлено рядом причин, некоторые из которых коренятся в т.н. стратегической культуре.

Похожие материалы

В первом десятилетии XXI века ключевые игроки, определяющие динамику мировой ситуации, расширяют сферы применения теории и методов стратегического анализа. Применение стратегического  анализа, обусловлено серьезными причинами и уже имеет свои вполне конкретные последствия. Современная стратегия  стран определяется качественными характеристиками национальной стратегической культуры, лидерства и инициативы. В XXI в. тон задают новые реальности — глобальные центры власти, международный терроризм, геополитические комплексы, войны четвертого поколения. В странах, которым принадлежит инициатива в мировой политике и экономике, существует большой интерес к историческим, научным и практическим аспектам стратегического анализа, методам устойчивого развития. Напротив, в странах-аутсайдерах эта область знаний остается неразвитой, что обусловлено рядом причин, некоторые из которых коренятся в т.н. стратегической культуре.

С того времени, когда Советский Союз был стерт с политической карты мира, потребовалось чуть более десяти лет для того, чтобы США перешла к принципиально иной стратегической концепции. В сентябре 2002 года Администрация Д.Буша представила достаточно четко сформулированную «Стратегию национальной безопасности», утвердительно ответив на вопрос о том, встретят ли Соединенные Штаты вызовы, брошенные разлагающимся миром, принимая на себя ответственность и политические атрибуты имперского государства.  Жесткая «имперская» позиция состоит в том, что Соединенные Штаты воспрепятствуют наращиванию любого военного потенциала в мире, который мог бы сравняться с военной мощью Соединенных Штатов или превзойти ее. Эта доктрина «господства», отражающая установку США действовать самостоятельно, без оглядки на союзников, была названа идеологией «Новой американской империи». В США основные инструменты господства находятся в руках американских глобальных корпораций, а разработка стратегии национальной безопасности осуществляется  в штабах разведывательного и военного сообществ. Ключевой целью стратегии национальной безопасности США является обеспечение доступа и защита путей транспорта сырьевых ресурсов, прежде всего углеводородных, перед лицом прогноза их неизбежного истощения в течение ближайших 50 лет. Для любого государства состояние его политических отношений с другими государственными образованиями является определяющим фактором внутренней стабильности и безопасности.

В  России отличие от США, имеют не корпоративное, а номенклатурное происхождение, и на две трети состоят из представителей партийно-комсомольской и хозяйственной номенклатуры.  Новая российская  номенклатура воспроизводит основные фрагменты психологии старой номенклатуры СССР, но в специфических формах, что вызвано резкой сменой их представлений о социальном порядке и применении политического насилия для достижения господства. Роль разведывательного и военного сообществ  в современной России в определении стратегии национальной безопасности по целому ряду причин оказалась сравнительно слабой.

По оценкам известного американского политолога З.Бзежинского,  отмечается, что все варианты стратегии России в постсоветский период оказались неуклюжими с исторической точки зрения и разработанными на основе весьма фантасмагорических взглядов на нынешние мощь, международный потенциал и интересы России за рубежом. По прогнозам некоторых американских аналитических центров, в ближайший период США будут  проводить агрессивную линию поведения и начнут наращивание военной мощи на границах с Россией: усиление военного контингента НАТО в странах Балтии, установка в Азербайджане, Грузии и Молдове радиолокационных станций дальнего действия и средств радиоэлектронной разведки. Если намерения и действия США не останутся без внимания, чему есть множество свидетельств, Россия неизбежно придет к смене преобладавшей в ее стратегии национальной безопасности концепции «отсутствия» потенциального военного противника.

Вместе с тем рассматривая сценарии будущего развития мира, нельзя не  учитывать ту роль, которую играет и будет играть Россия.  По мнению экспертов  Европейского национального разведывательного совета, Россия все еще находится на переходном этапе развития и поэтому остается «непредсказуемым игроком на внутренней и международной арене». Эксперты совета отмечают, что возможность построения демократических институтов в России, дает задний ход, и Россия «возвращается к авторитаризму». Во всех докладах разведывательных  аналитических центрах,  Россия  признается экономически слабой страной, но  отмечается, что «энергетические ресурсы страны поддержат ее экономический рост» и, как страна богатая природными ресурсами, Россия имеет наилучшие перспективы для более глубокой интеграции в мировую экономику.

Россия переживает тяжелую демографическую ситуацию из-за низкого уровня рождаемости, плохого медицинского обслуживания.  На территории России отмечается также неравномерное распределение населения: в Сибири и на Дальнем Востоке проживает только 20% населения, и необходимость  миграции населения станет самой важной особенностью мира в 2020 году. Страны, принимающие мигрантов, столкнутся с проблемой интеграции новых мигрантов, которую необходимо решить, чтобы свести к минимуму потенциальный социальный конфликт.

Рассматривая внешнюю политику России,  следует отметить, что наиболее вероятным является восстановление ее влияния на соседних территориях, приоритетным  будет район Каспийского бассейна. В 2015 году запасы нефти и газа Каспийского моря будут использоваться максимально. Если российское руководство не предусмотри никаких мер то, к этому времени будут открыты транспортные пути, проходящие не через Россию.  Вместе с тем, учитывая, «особые отношения» с Европой, Москва, скорее всего, более терпимо отнесется к сближению бывших советских республик с Европой, чем с США.

 По данным европейских аналитических центров, серьезными проблемами для России будут ее южные границы, нестабильные регионы Кавказа и Средней Азии, влияние которых (исламский экстремизм, терроризм  и непрекращающиеся конфликты),  вероятно, будет и в дальнейшем распространяться на Россию.  Во внешней политике России наиболее вероятным является восстановление ее влияния на соседних территориях, приоритетным  будет район Каспийского бассейна.

 Как мне представляется, серьезными проблемами для России будут ее южные границы, нестабильные регионы Кавказа и Средней Азии, влияние которых (исламский экстремизм, терроризм  и непрекращающиеся конфликты),  вероятно, будет и в дальнейшем распространяться на Россию.  С точки зрения экспертов  Европейского национального разведывательного совета Россия, оставаясь экономически слабой страной, не способна поддерживать вооруженные силы на современном уровне и разрабатывать новые виды вооружения, а, следовательно, Россия будет поддерживать статус силовой державы, опираясь на развитие ядерных программ.

Но, как крупнейший экспортер нефти и газа, Россия обладает потенциалом для увеличения своей международной роли. В качестве сопутствующих факторов российскому укреплению и устойчивому развитию следует назвать следующие потенциалы: идеологический, политический и экономический.    Первые два рассматриваются  западными экспертами негативно,  к третьему – относительно нейтрально. Связь между укреплением и этими факторами эксперты оставляют за скобками.

С точки зрения экспертов американских разведывательных центров, между Россией и США разгорается новая холодная война за влияние на постсоветском пространстве.  Как отмечают эксперты, что в отношении России цель США проста и однозначна: добиться ее распада.  Отсюда и серия тяжелых поражений, которые за короткое время понесла Москва. Но теперь у США «заняты руки», и это давление вдруг резко ослабло.

 Российское руководство мечтают о союзе с Китаем против Запада,  но , как мне представляется, Пекин умело использует это заблуждение, и готовится к построению миропорядка, в котором Россия не будет играть заметной роли.

Отношения Россим с Индией останутся традиционно сильными в области  военных и военно-технических связей, активно будет продвигаться и экономическое сотрудничество. При этом основной интерес Индии будет сосредоточен на усилении позиций своего топливно-энергетического комплекса на территории России.

Для противостояния США руководству Россия необходимо более активно ориентироваться на Восток: развивать отношения с Китаем и Индией, активно сотрудничать с ШОС, АТЭС.  Вместе с тем следует отметить, что главная угроза существования российского государства заключена в росте мусульманского населения страны, а также в быстро развивающемся Китае.

Эксперты  «Европа 2020» будущее России рассматривают с очки зрения ее отношений с ЕС. После расширения Евросоюза Россия стала ближайшим соседом и характер отношений ЕС-Россия будет влиять на стабильность в регионе по всей границе. Россия рассматривается как глобальный партнер, обладающий военной мощью и с развивающейся экономикой, как общество переходного периода, крупный импортер товаров и экспортер энергии.  Следует отметить, что в ближайшие десятилетия Россия не станет членом ЕС, но останется его важнейшим партнером.

Россия обеспечивает до 30% энергетических  потребностей Европы, причем это более надежный источник энергии в сравнении с ближневосточным.

Россия идет «своим курсом».  Ряд трудностей, с которыми России предстоит столкнуться, она не сможет решить самостоятельно.  Без иностранных инвестиций невозможно добиться роста производительности, а государственная собственность и жесткий контроль тормозит развитие экономики. Ориентация во внешнеэкономических связях на торговлю, а не на инвестиции, затрудняет интеграцию в глобальную экономику. Сложная демографическая ситуация (к 2050 году население России будет менее 100 млн.), особенно на Дальнем Востоке и в Сибири,  столкнеться с «азиатским демографическим давлением». По  мнению европейских аналитиков,  Россия является экономически более слабой страной по отношению к ЕС, и поэтому более заинтересована в развитии сотрудничества в области инвестиций, технологий, финансов, чем ЕС в сырье и энергии. Учитывая, что отношения ЕС-Росия определяют стабильность в Европе, ЕС,  по-видимому, будет выстраивать отношения  с России в трех направлениях.  Продвигать идеи демократии, соблюдения прав человека в странах, лежащих между ЕС и Россией; развивать торговые, экономическое и технологическое сотрудничество, сдерживая вмешательство России во внутренние дела стран-членов ЕС; развивать отношения в гуманитарной сфере, обучении, обмене студентами, сотрудничество с неправительственными организациями. Немалая часть экспертов полагает, что Россия, благодаря своему статусу основного экспортёра нефти и газа,  сохранит потенциал усиления своей международной роли.  Рост мировой экономики приведёт к увеличению спроса на многие виды сырья – такие, как нефть, газ. Общее количество потребляемой энергии, возможно, вырастет примерно на 50% в ближайшие два десятилетия. Эксперты  Европейского национального разведывательного совета полагают: «если России не удастся всесторонне развить свою экономику, она сполна испытает на собственной шкуре, что такое нефтяное государство с его несбалансированным экономическим развитием, гигантским неравенством доходов, оттоком капитала и нарастающими социальными проблемами». Еще один пессимистический прогноз развития России дает Норвежский институт стратегических исследований: «вследствие непоследовательных и плохо управляемых реформ, которые создали некую гибридную, безжизненную систему Россия лишится единой экономики.…».

Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать - вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны

Характерная черта современной человеческой деятельности – наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и сетевого взаимодействия с партнерами и контрагентами. По доле расходов на НИОКР в ВВП Россия находится на уровне Китая и Италии. По абсолютной численности научных работников Россия традиционно удерживала первенство. Сегодня она( Россия) находитсяся на третьей позиции после США и Японии. К России вплотную приблизился Китай. По удельному параметру численности научных работников на десять тысяч занятых Россия в 7 раз опережает Китай, в 2,6 раза – Италию, на треть – Великобританию и на 20% Германию. По показателю ВВП на одного занятого, характеризующего национальной экономики, Россия примерно в 4 раза уступает США и в 3 раза Европе.

По доле высокотехнологичного экспорта в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии, уступая более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии. Анализируя в целом готовность России вступить на путь развития, основанный на знаниях, можно отметить, что экономика страны имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям. Эти возможности обусловлены в первую очередь высоким образовательным потенциалом, значительными возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы.

Своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, остаются нерешенные проблемы развития институциональной среды. Это, в частности, низкая эффективность государственного управления и регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры.

Несмотря на все сложности, российская экономика реализует имеющейся у нее значительный потенциал по формированию  устойчивой новой  демократической экономики.