К вопросу формирования гармонично развитой личности

№66-2,

педагогические науки

Идея воспитания современной личности испокон веков была заветной мечтой узбекского народа, органичной частью его духовности. Высокие идеи о такой личности нашли глубокое отражение в произведениях гениальных Восточных мыслителей.

Похожие материалы

В условиях независимости в Узбекистане исключительно важное место занимает подготовка молодых квалифицированных кадров, которые должны соответствовать мировому уровню, международным стандартам. В условиях современной цивилизации реформирование образовательной системы стало насущной проблемой во многих странах мира. По данным ЮНЕСКО, основной причиной явилась необходимость воспитания человека с новым, глобальным мышлением, способного активно участвовать в социально-культурном процессе, изменяя себя и окружающую действительность.

Идея воспитания современной личности испокон веков была заветной мечтой узбекского народа, органичной частью его духовности. Высокие идеи о такой личности нашли глубокое отражение в произведениях таких гениальных мыслителей, как Мухаммад Хоразмий, Ахмад Фаргоний, Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Мирзо Улугбек, Алишер Навои, труды которых заняли достойное место в мировой науке и культуре.

В реалиях быстро меняющегося мира, где выявляется масса острых проблем, одна из них — качество воспитания подрастающего поколения, от чего зависит, как справедливо утверждал Абдулла Авлони, «счастье каждой нации, мир и благоденствие каждого государства».

XXI век, век рыночных отношений и жёсткой конкуренции, в качестве ведущих факторов развития, прежде всего, экономического выдвинул накопление и воспроизводство не только и не столько материальных благ и услуг, сколько накопление знаний, опыта, умения, компетентности, здоровья, уровня физического и творческого развития.

Вот почему образование в независимой Республике Узбекистан является приоритетной функцией государства, политика которого направлена на формирование активной, самостоятельной, целеустремлённой и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном меняющемся мире. Система образования закономерно адаптируется к ситуативным и перспективным потребностям рынка труда и ориентирует на формирование способности к продуктивному труду и социальному партнёрству.

Сегодня профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объёма и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи.

В решении проблемы развития когнитивно-творческих способностей обучающихся мы опираемся на основополагающие принципы, сформулированные в Национальной программе по подготовке кадров. Это прежде всего:

  • престижность знаний, образованности и высокого интеллекта;
  • раскрытие способностей человека и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей;
  • формирование богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры;
  • национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями народов Узбекистана;
  • неразрывность обучения и воспитания.

Система образования, исходя из новой педагогической парадигмы, способствует разработке методов инновационного и развивающего обучения и воспитания, специально направленных на раскрытие когнитивно-творческого потенциала личности, развитие способностей человека (обучающегося) к творчеству. Это обеспечит своевременную и адекватную подготовку молодого поколения к будущему.

При разработке более совершенных технологий обучения обращается внимание, в первую очередь, на их возможности в плане учета индивидуальных способностей учащихся, развития интеллектуальных и творческих способностей как обучающих, так и обучающихся.

Список литературы

  1. Национальная программа по подготовке кадров. – Ташкент: Узбекистан, 1998.
  2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 2008.
  3. Волков Г.Н., Баубекова Г.Д. Этнопедагогика. – Ташкент: Фан, 2000.