Роль педагога в создании благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе

№85-2,

педагогические науки

В статье авторами рассматривается вопрос социальных взаимоотношений. Анализируется проблема создания благоприятной психологической атмосферы в ученическом коллективе, как один из показателей профессиональной компетенции учителя.

Похожие материалы

Вопрос социальных взаимоотношений актуален для человека абсолютно любого возраста, в 5 лет, или в 55 — на протяжении всей своей жизни мы находимся в контакте с окружающими людьми. Каждый человек — это часть социума, и та польза или вред, которые он привносит с собой в общество, зависит от личного уровня социального развития человека.

Навыки общения с другими людьми формируются на протяжении всей жизни. Пик активного развития личности, формирования качеств и наиболее ярких черт характера приходится на школьные годы, и особенно значимым в становлении личности является младший школьный возраст. Для гармоничного и естественного развития личности ребенка должны быть сознаны определенные условия, совокупность которых можно назвать «психологическим климатом».

Во все времена педагоги фиксировали особый феномен, который, несмотря на то, что он не осязаем, оказывает существенное влияние на эмоциональное самочувствие класса, на его работоспособность, на формирование характера. Л. Н. Толстой, на наш взгляд, дал очень точное имя этому феномену — он назвал его «дух» школы [1].

В науке одним из первых, кто осветил вопрос об особых условиях, которые способствуют формированию ярких характеров, цельных личностей, воспитанных людей, был А. С. Макаренко. Как педагог, обладавший удивительной способностью чутко улавливать малейшие изменения и нюансы общего настроя в детском коллективе, он ввел такие понятия, как «стиль» и «тон» коллектива, которые сегодня нам знакомы как «климат» и «атмосфера» [2].

В современной практике образования важное значение придается гуманизации в отношениях как между взрослыми и учащимися, так и между самими учащимися. Формирование социально-психологического климата приобретает важнейшее значение. Социально-психологический климат во многом определяет продуктивность учебной деятельности, также сложившийся климат может актуализировать качества, свойства личности (лучшие или худшие).

М.О. Есембаева отмечает, что от благополучия психологического климата класса в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной и учебной деятельности ребенка [3].

Изменения современной социокультурной ситуации в Казахстане выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности, а также в подготовленных к контакту с родителями. Данные характеристики и определяют перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе среднего образования. В этом контексте очевидный интерес представляет организация формирования доброжелательного микроклимата в классах начального звена. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.

Психологический климат в классе — это один из показателей профессиональной компетенции учителя. Если средние и старшие классы уже менее подвержены влиянию конкретного педагога, то учитель начальных классов имеет очень большой авторитет среди учеников, а потому полностью несет на себе ответственность за психологический климат младших школьников. Чем больше учитель будет ориентирован на создание благоприятной для учебы и развития атмосферы, тем с большей вероятностью он может ожидать сплоченного, дружного коллектива, хорошей успеваемости в классе, уважения и любви детей к себе.

Благоприятный психологический климат позволяет ребенку, особенно младшему школьнику, лучше усваивать учебный материал, полноценно развиваться в атмосфере, где каждый ребенок чувствует поддержку учителя и других детей — именно тогда личность ребенка может развиваться наиболее естественным и правильным путем. Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, так как в первую очередь ребенок стремиться почувствовать себя в безопасности, и вынужден «оборачиваться ежиком», выпуская иголки агрессии и отчужденности от коллектива и учебного процесса.

Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищенность, интерес, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то ребенок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к преподавателю и другим ученикам, может быть пессимистичным и ленивым.

Создание благоприятного психологического климата в классе смело можно назвать одним из самых важных компонентов педагогической работы, потому что психологически здоровые, эрудированные, творческие, уверенные в себе люди представляют особую ценность для нашего общества.

Умение создавать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в классе — это одна из профессиональных компетенций педагога, благодаря которой тот, как субъект профессиональной деятельности, может рационально использовать личностные ресурсы, оптимизировать внутренние и внешние энергетические затраты, увидеть потенциальные возможности учеников и помочь им раскрыться, создавать действенные модели для саморазвития.

Если учебная деятельность и личные взаимоотношения учеников организованы правильно, то любые вопросы воспитания решаются легко. По мнению В.В. Бойко, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
  • профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость);
  • ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат [4,85].

Как считает Н.П. Аникеева, наиболее эффективными способами формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться учителем начальных классов, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение [5, 95].

Таким образом, психологический климат классного коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни учащихся, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. Классный руководитель — это руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие при помощи стилей руководства классным коллективом. Самым лучшим вариантом в практике классного руководителя является разумное сочетание всех стилей.

Список литературы

  1. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХI Толстовских чтений. - Тула, 1993. - 375с.
  2. Макаренко А.С.: Наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. - Н. Новгород: НГПИ, 2006. - 453с.
  3. Есембаева М.О. Влияние морально-психологического климата ученического коллектива на успешность учебной деятельности. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. Труды международной научно-практической конференции. – Алматы: Изд-во АГТУ, 2006. – С. 65-68.
  4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1998. – 290с.
  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1999. – 94с.