В России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 18 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами и не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа.
Нормативное правовое регулирование — осуществляется нормами права, содержащимися в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих нормативных правовых актах.
По учету готовой продукции и ее реализации разработано множество документов. Но одновременно с этим учет готовой продукции, работ, услуг рассматривается и в основополагающих документах по бухгалтерскому учету.
В России в настоящее время складывается четырехуровневая система нормативно — правового регулирования по бухгалтерскому учету:
Первый уровень это нормативного регулирования готовой продукции включает:
- Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)
- Гражданский кодекс РФ 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
- Налоговый кодекс РФ 31 июля 1998 года N 146-ФЗ( ред. от 13.04.2016 N 11-П)
К нормативным документам второго уровня относятся: Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.
- ПБУ 9/99 "Доходы организации"
- ПБУ 10/99 "Расходы организации"
- ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов"
- ПБУ 1/08 "Учетная политика организации"
- ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации
Третий уровень включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, различного рода методические рекомендации, указания в основном Министерства финансов РФ, учитывающие в том числе отраслевую специфику, а также иные акты правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровня:
- План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению
- Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 №119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов"
- Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. №49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах, а также внутренние инструкции и организационно-распорядительная документация.
Одним из направлений совершенствования ведения бухгалтерского учета в РФ является адаптация его на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), то есть постепенное совершенствование российских систем учета и отчетности, направленное на формирование более качественной финансовой информации и соответствие лучшим международным практикам. В РФ учет материально-производственных запасов регулируют два основных нормативных документа:
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001г. № 44н (с изменениями от 16 мая 2016г.);
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001г. № 119н (в редакции от 24.12.2010г.). Международные правила, по которым ведется учет материально-производственных запасов, сведены к МСФО № 2 «Запасы» (с изменениями от 27 июня 2016г.), а также некоторые правила и определения содержаться в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности. Несмотря на то, что в методологию ПБУ 5/01 уже внесены изменения с целью интеграции с международными учетными и отчетными принципами, тем не менее, МСФО № 2 и ПБУ 5/01 содержат множество принципиальных различий в подходах и оценках, в применяемой терминологии и т. д. МСФО № 2 и ПБУ 5/01 устанавливают правила оценки материально-производственных запасов, дают определение запасов, предъявляют требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
Проведем сравнительный анализ ПБУ 5/01 и МСФО №2 по учету материально- производственных запасов. По ведению учета : в МСФО регламентирует учет запасов в целом, а в ПБУ5/01 регламентирует учет только по МПЗ.
По способу оценки запасов: в МСФО запасы оцениваются по чистой возможной цене продажи или по себестоимости , а в ПБУ МПЗ оцениваются по фактической себестоимости.
В структуре запасов: в МСФО все запасы за исключением: незавершенного производства по договорам на строительство (МСФО 11), финансовых инструментов (МСФО 32), биологических активов, сельскохозяйственной продукции (МСФО 41), а в ПБУ сырье и материалы, товары для продажи, готовая продукция
По учету в себестоимости запасов скидок и надбавок: в МФСО скидки и надбавки вычитаются из себестоимости товаров, учитываются отдельно, а в ПБУ в себестоимость МПЗ включают все суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу).
По учету в себестоимости запасов затрат по займам: в МФСО учет затрат по займам регламентирует МСФО 23 (затраты по займам могут быть отнесены на первоначальную стоимость запасов, если подготовка этих запасов к использованию или продажи требует значительного времени), а в ПБУ позволяет включать в себестоимость МПЗ затраты на оплату процентов по заемным средствам, если они произведены до даты их оприходования на складах организации.
В отражении запасов в финансовой отчетности: в МФСО вне зависимости от права собственности активы (стоимость всех готовых и незавершенных товаров) должны быть признаны запасами и учтены на балансе организации, а в ПБУ право собственности является обязательным условием для учета МПЗ на балансе организации, если такого права нет — то МПЗ должны быть учтены за балансом.
По способу оценки запасов при выбытии: в МФСО оценка запасов производится следующими способами: по себестоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения запасов (метод ФИФО), а в ПБУ оценка МПЗ производится следующими способами: по себестоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости, по методу ФИФО.
Таким образом, существующие различия в учете материально-производственных запасов в российских и международных стандартах объясняются особенностями законодательной и нормативной базы России. В России финансовая отчетность, составленная в соответствии с ПБУ. Финансовая отчетность по МСФО составляется в дополнение к отчетности, составляемой в соответствии с ПБУ, на консолидированной основе и предназначается для инвесторов и крупных кредиторов.
Подводя итог, можно твердо сказать, что только в совокупности применения и использования всех вышеуказанных документов при учете выпуска и реализации продукции бухгалтер имеет все предпосылки для правильного ведения бухгалтерского учета.