Особенности применения тахографов в системе управления пассажирским автотранспортом

№67-2,

технические науки

В статье рассмотрены условия, возможности и особенности системы передачи данных в диспетчерский центр с помощью тахографа с целью оптимизации пассажирских перевозок. Представлены преимущества внедрения и использования системы передачи данных в работе пассажирских автотранспортных предприятий.

Похожие материалы

В настоящее время для пассажиров потребность в перемещении тесно связана с требованиями к самому процессу предоставления транспортной услуги, то есть к управлению движением, которое невозможно без участия диспетчерского аппарата. Транспортные услуги должны выполнять требования доступности, скорости, своевременности, комфортности, обеспечения сохранности багажа, безопасности движения и др. Одно из главных мест в обеспечении этих требований занимают на автомобильном транспорте тахографы.

Применение тахографов решают следующие задачи:

  1. Повышают безопасность дорожного движения путем соблюдения режимов труда и отдыха водителей.
  2. Увеличивает ресурс двигателя, шин, тормозных механизмов и автомобиля в целом.
  3. Исключает несанкционированные поездки т.к. весь маршрут фиксируется на тахограмме или карточке водителя.
  4. Объективная оценка профессиональных качеств водителя. Чем кривая ровнее тем меньше водитель разгоняется и тормозит, реже переключает передачи. т.е. едет равномерно, меньше расходует топливо и экономит ресурс автомобиля.
  5. Беспрепятственное участие в перевозках по территории зарубежных государств.
  6. Обеспечение социальной и правовой защиты водителей. Тахограмма является документом и может служить доказательством вины или не виновности в суде.
  7. Введение на своем автопредприятии объективной системы подсчета заработной платы по фактическому объему выполненных работ, что достигается документированием на тахограмных дисках и картах водителей всего объема выполненных работ.
  8. Объективный расчет с заказчиком за фактически выполненную работу по перевозке грузов и простоев по различным причинам.

Можно сделать вывод, что тахографы, как комплексные единые приборы, обеспечивающие многозадачность и высокую функциональность, надежность и защищенность от манипуляций будут усовершенствоваться и развиваться. Их применение позволит не только повысить безопасность движения, но и существенно сэкономит ресурсы, выделяемые на перемещение грузов, что, в свою очередь, повысит энергоэффективность транспортной отрасли в целом. [4]

Европейская практика оснащения тахографами автобусов и грузовых машин реально показывает стабильные цифры снижения смертности на дорогах. Уставший водитель является источником опасности. По данным генпрокуратуры, ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения свыше 300 тыс. человек, и значительное количество аварий связано с тем, что водители зачастую управляют транспортными средствами в состоянии повышенного утомления.[3]

Электронные новинки на автотранспорте дошли и до России. Вступил в силу приказ Минтранса России от 13.02.2013г. №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемых на транспортные средства». Тахографы обязательно должны быть установлены на все транспортные средства осуществляющие перевозку пассажиров и имеющие более 8 посадочных мест. Согласно ФЗ № 193 с 1.04.2014г. вводятся штрафы за отсутствие тахографов на транспортных средствах. Никто не отменял Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве в 01.07.1970 г. [2]

По данным ассоциации Рустахоконтроль, по состоянию на конец 2015 г. оснащено тахографами порядка 650 тыс. автомобилей. По состоянию на 2016 год, по данным ГИБДД, в стране зарегистрированы более 6,2 млн. грузовых автомобилей и 890 тыс. автобусов. Получается, подавляющее большинство автопарка страны либо вообще не оснащено тахографами, либо оборудовано устаревшими и нелегальными аналоговыми приборами. [1]

Предоставление качественных транспортных услуг в сфере пассажирских автоперевозок требует в последнее время, как никогда ранее, значимых трудовых и финансовых ресурсов. Это определяет особенности в организации и управлении работы ПАТП. Тахографы, как никакое другое приспособление или оборудование, позволит повысить уровень предоставления качественных пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Что в свою очередь позволит удовлетворить требования современных систем передачи данных.

Использование тахографов в сфере пассажирских перевозок автомобильным видом транспорта позволит:

  • повысить качество информационного обеспечения систем управления транспортными перевозками;
  • осуществлять своевременный и полный мониторинг средств передвижения при осуществлении автотранспортных перевозок;
  • совершенствовать систему управления перевозками пассажиров.

При осуществлении управления автомобильными перевозками необходимо учитывать особенности их осуществления в условиях перевозки пассажиров, особенно в городе:

  • на территории обслуживания могут наблюдаться «мертвые зоны» из-за большого количества строений в городах;
  • затруднительно организовать одновременную работу большого количества транспортных средств предприятия;

Использование тахографов, а также передача данных при осуществлении пассажирских перевозок, с одной стороны, позволит ПАТП осуществлять контроль за перевозочным процессом, при этом учитывая условия сложившиеся в конкретный момент времени на дорогах оперативно реагировать на реалии. Использование тахографов, с другой стороны, будет дисциплинировать водителей, способствовать соблюдению труда и отдыха.

Список литературы

  1. Кравченко, П.А. Об инновационных технологиях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения / П.А. Кравченко // Транспорт Российской Федерации. - 2015. - №5(30). - С. 68-71.
  2. Моисеев, Ю.И. Перспективные направления развития технологий на автомобильном транспорте [Электронный ресурс] / Ю.И. Моисеев, А.А. Рыбанов, А.А. Сухов // NovaInfo.Ru : электрон. журнал. - 2016. - № 46, ч. 2. - C. 32-34. – Режим доступа : http://novainfo.ru/article/6072.
  3. Моисеев, Ю.И. Тахоконтроль — инструмент повышения безопасности движения автотранспорта / Моисеев Ю.И., Писарев К.А. // Автомобильная промышленность. — 2014. — № 3. — C. 22-23.
  4. Особенности организации пассажирских перевозок в городе Волжском / Чернова Г.А., Попов Ал.В., Павлов Н.Ю., Пьяных Н.Д. // Автотранспортное предприятие. — 2013. — № 10. — C. 9-13.
  5. Пивоваров, А.Д. Проблемные вопросы развития городского пассажирского транспорта / А.К. Глухов, А.Д. Пивоваров // Вестник университета. - 2012. -№11. - С. 20-27.