Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

№67-2,

экономические науки

Статья посвящена рассмотрению вопросов о налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. Также приведены и проанализированы данные по поступлению доходов федерального бюджета, произведен анализ динамики поступлений за 2014-2016 г. И в заключении приведен список мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации в условиях современного экономического развития государства.

Похожие материалы

Мировой финансовый кризис и сложившаяся в настоящее время неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация в мире существенно уменьшили устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, что привело к нехватке доходов в федеральный бюджет.

Планирование доходов является важнейшей частью бюджетного процесса государства. От точности планирования доходов бюджета зависят качество бюджетной политики в целом и объем принимаемых на себя государством бюджетных обязательств в частности.

Финансовые потоки государства, совокупность его обязательств и источников их финансирования отражаются в федеральном бюджете — важнейшем финансовом документе страны.

Структура статей бюджета свидетельствует о приоритетных направлениях развития России и социально-экономическом уровне страны. Доходная часть бюджета отражает поступающие в бюджет денежные средства, которые будут использованы на покрытие расходов бюджета.

В данный момент проблема обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета , а также стабильность поступления доходов в федеральный бюджет, ставит перед Правительством Российской Федерации основную задачу по обеспечению наилучшего соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней и минимизации их дефицита. Вследствие этого, вопрос о поиске путей укрепления доходной части федерального бюджета является довольно актуальным.

Для того, что разработать эффективный комплекс мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета необходимо изначально проанализировать структуру и динамику доходов. Далее будут проанализированы статьи доходов федерального бюджета за 2014-2016 г, что послужит базой для определения дальнейших основных стратегических направлений в отношении формирования доходной части федерального бюджета. Анализ данных представлен в таблице 1 «Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года»

Таблица 1. Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

Виды доходов

2014, млрд.руб

2015, млрд.руб

2016, млрд.руб

Абсолютное отклонение, млрд.руб 2016/2014

Относительное отклонение, % 2016/2014

Доходы всего

14496,6

13659,2

13460,1

-1036,5

92,9

Налоговые доходы

Налог на прибыль

411,3

491,4

491

79,7

119,4

НДФЛ

9,1

10,2

9,9

0,8

108,8

НДС

3931,7

4233,6

4570,8

639,1

116,3

НДПИ на нефть

2463,6

2703,5

2342,1

-121,5

95,1

НДПИ на газ

357,2

346,5

368,2

11

103,1

Сбор за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов

0,42

0,39

0,46

0,04

109,5

Акцизы по подакцизным товарам

592,4

581,9

632,1

39,7

106,7

Водный налог

2,2

2,5

2,2

0

100,0

Государственная пошлина

90,8

101,7

94,2

3,4

103,7

По данным таблицы мы видим, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом доходы в общем снизились на 7% или 1036,5 млрд.руб. Это произошло за счет снижения на 5% НДПИ на нефть, понижение составило 121,5 млрд.руб, и неналоговых активов. При этом все остальные налоговые доходы возросли. Налог на прибыль, например, вырос на 79,9 млрд. или на 19,4%, НДС вырос на 639 млрд.руб, НДПИ на газ также вырос на 3% , что составило 11 млрд.руб. Также на 4% выросла государственная пошлина и на 8% выросли показатели по поступлению НДФЛ, увеличение составило 0,8 млрд.руб. Показателем, который в 2016 году по сравнению с 2014 остался неизменным, несмотря на то, что в 2015 году он слегка поднялся, является водный налог. Поступления от него составляют 2,2 млрд.руб.

Также на доходы в целом влияют и неналоговые доходы, представленные в таблице 2 «Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года».

Таблица 2. Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

Виды доходов

2014, млрд.руб

2015, млрд.руб

2016, млрд.руб

Абсолютное отклонение, млрд.руб 2016/2014

Относительное отклонение, % 2016/2014

Доходы всего

14496,6

13659,2

13460,1

-1036,5

92,9

Неналоговые доходы

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

445,5

690

1283,3

837,8

288,1

Доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ

220,2

259,7

918,9

698,7

417,3

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

148,6

378,5

142,3

-6,3

95,8

Доходы от внешнеэкономической деятельности

5463,4

3295,2

2605,9

-2857,5

47,7

Таможенные пошлины

4637,4

2780,5

2054

-2583,4

44,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

228,6

166,2

236,6

8

103,5

Доходы от продажи материальных и не материальных активов

37,5

107,8

88,5

51

236,0

Патентные и иные пошлины

3,08

3,2

3,6

0,52

116,9

Прочие неналоговые доходы

22,6

110,6

134,1

111,5

593,4

Безвозмездные поступления

110,9

260,2

152,1

41,2

137,2

В целом в 2016 году можно увидеть следующую картину по неналоговым поступлениям, видно, что поступления довольно отличаются по своим объемам и происходят резкие скачки. То есть некоторые показатели сильно увеличиваются, в 2-5 раз, а некоторые наоборот понижаются на половину.

В 2016 году очень сильно увеличились два показателя, это доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ, увеличение составило 698,7 млрд.руб или он вырос в 4 раза, а также в 5 раз или на 111,5 млрд.руб увеличились прочие неналоговые поступления.

Также значительное увеличение произошло и с показателем который увеличился почти в 3 раза или на 838 млрд.руб, это доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Можно отметить, что такой большой скачок произошел именно в 2016 году, так как в 2015 году, увеличение было совсем незначительным. Примерно на таком же уровне находятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые в 2016 году увеличились в 2,3 раза или на 51 млрд.руб.

Что касается понижения показателей в 2016 году, то сюда можно отнести доходы от внешнеэкономической деятельности и таможенные пошлины. Эти два показателя снизились примерно на 2700 млрд.руб или на 55%. Остальные показатели в 2016 году изменились незначительно.

В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике еще в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация пока не сильно улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Макроэкономические параметры, которые получились по факту, значительно отличаются от показателей прогноза, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением реализации бюджетной стратегии является увеличение доходов федерального бюджета. Для этого необходимо уточнить подходы по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации и провести ряд мероприятий, которые поспособствуют этому.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • необходимо привести в соответствие порядок формирования и состав бюджетной отчетности, статистической и налоговой отчетности, обеспечив их сопоставимость в отраслевом и территориальном аспектах;
  • следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налогов и налоговых льгот;
  • сформировать нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать создание и ведение реестра доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • установить единые правила формирования первичных документов по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, реквизиты и формы распоряжений о переводе указанных денежных средств, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги;
  • определить структуру и правила формирования идентификаторов плательщика, получателя, начисления, иных идентификаторов, позволяющих обеспечить однозначное определение платежа.

Список литературы

  1. Жарковская, Е.П. Финансы [Текст]: учебное пособие / Е.П. Жарковская, И.О. Арендс.-М.: Омега-Л, 2016. – 400 с.
  2. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум для бакалавров / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с.
  3. Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебное пособие / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 212 с.