Рынок информационных услуг и препятствие его развития в экономике

№68-1,

экономические науки

Статья посвящена значению рынка информационных услуг в экономике. Как развитие данного рынка влияет на экономику в целом и какие могут возникнуть препятствия.

Похожие материалы

Рынок информационных услуг (информационный рынок) — это особый рынок, объектом которого является информационный продукт в любой его форме: в виде книг, газет, рекламы, программного обеспечения и т.д.[2].

Рынок информационных услуг реализован на наличии комплекса факторов, связанных с созданием, потреблением, хранением, обработкой, передачей информации. Структурно рынок включает в себя подсистемы изготовителей, потребителей и посредников, находящихся в постоянном взаимодействии и развитии.

Потребителями информационных услуг могут быть всевозможные юридические и физические лица, решающие разного рода финансовые задачи. Поставщиками (производителями) информационных услуг считаются: центры генерации и обработки баз данных (дата центры), средства массовой информации, банки, биржи, коммерческие фирмы, рекламные агентства, муниципальные структуры различной направленности (органы государственной власти, образовательные учреждения, НИИ).

Посредниками или распространителями на информационным рынке считаются: операторы связи, операторы доступа (провайдеры), информационные посредники, коммерческие посредники.

Разработкой информационного продукта занимаются специализированные информационные фирмы. Для обеспечения бизнеса в первую очередь нужна маркетинговая информация. Если крупные фирмы в своем составе обычно имеют маркетинговые отделы, то на средних и мелких предприятиях зачастую нет ни одного маркетолога, поэтому они прибегают к услугам специальных организаций. Маркетинговые центры занимаются сбором и обработкой информации о конъюнктуре рынка, спросе и факторов, которые на него влияют, об эффективных каналах сбыта продукции. Эти фирмы могут составить прогноз развития конкретного рынка, смоделировать изменения в спросе в связи с появлением новых товаров, при изменении ценовой политики [2].

Помимо маркетинговых фирм на информационном рынке функционируют информационно-коммерческие центры. Здесь можно найти коммерческую информацию: о производителях интересующей продукции (ресурсов), их производственной мощности, о ценах на продукцию, о возможных и наиболее эффективных путях поставки товаров и т.д. При информационно-коммерческих центрах могут быть оптовые склады, магазины, где производственные предприятия могут размещать образцы своей продукции для ознакомления и приобретения потенциальными покупателями. Это центры берут на себя функции не только изучения потребностей покупателей, степени их удовлетворения, существующих тенденций в изменении спроса, но и собирают и размещают информацию о новых товарах, появляющихся на рынках, о залежалых товарах и их распродажах. Это информация, собранная вместе более доступна для потенциальных покупателей. Производителю нет необходимости самостоятельно искать и информировать покупателей.

Главным источником для информационного обслуживания в современном обществе считаются базы данных, обеспечивающие взаимодействия поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними [3].

Информационный рынок характеризуется конкретной номенклатурой продуктов и услуг, критериями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, тут в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и иные виды информационных ресурсов.

Совокупность средств, способов и критериев, позволяющих применить информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только целый индустриально-технологический комплекс изготовления передовых средств и способов обработки и передачи информации, но еще и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и иных организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на основе прогрессивной информационной технологии [5].

На сегодняшний день в РФ быстрыми темпами идет формирование рынка информационных услуг, важными компонентами которого считаются:

  • технический и технологический элемент. Это прогрессивное информационное оснащение, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и надлежащие им технологии переработки информации;
  • нормативно-правовой элемент. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке;
  • информационный элемент. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие отыскивать подходящую информацию;
  • организационный элемент. Это составляющие муниципального регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг [4].

Препятствия, которые мешают развитию рынка информационных услуг, можно символически разделить на законодательные проблемы, совместные для всей отрасли, факторы, сдерживающие подъем внутреннего рынка, факторы, ограничивающие подъем экспорта, а также институциональные проблемы [3].

  1. Неразвитость базового законодательства в сфере информационных услуг сдерживает становление, как спроса, так и предложения на рынке информационных услуг.
  2. Препятствия, сдерживающие становление внутреннего рынка, аргументированы во многом невысоким спросом на информационные услуги со стороны ведущих групп потребителей: страны, населения, предприятий.
  3. Трудности, ограничивающие становление экспорта в сфере информационных услуг [5].
  4. К проблемам институционального характера относятся: невысокая степень развития устройств привлечения финансирования, недостающая степень становления и доступности телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствие системы подготовки профессиональных служащих в сфере информационных услуг мировым стандартам, а также недоступность действующих приборов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности.

Неразвитость венчурного финансирования сдерживает возникновение и становление новых ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

Недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры задерживает развитие малых и средних предприятий отрасли, мешает их выходу на мировой рынок и развитию отношений с зарубежными партнерами.

Несоответствие системы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационных услуг основным международным стандартам приводит к недостатку сотрудников необходимой квалификации, тем более специалистов среднего звена и глав проектов информатизации, невозможности действенной конкуренции российских специалистов со специалистами других стран.

Недоступность действенных устройств применения законодательства в области защиты прав интеллектуальной принадлежности ведет к потере прибылей российских изготовителей и считается главным препятствием для создания в РФ большими интернациональными компаниями личных центров изучения и разработки [1].

Таким образом, информационный рынок, не обращая внимания на различные концепции и мнения сравнительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Список литературы

  1. Береза, Н.В. Рынок информационных услуг: современные тенденции и перспективы развития. Монография / Н.В. Береза. - М.: Директ-Медиа, 2014 г. - 180 с.
  2. Лашко, А.В. Рыночно-экономические основы становления и развития информационных услуг как части виртуального рынка / А.В. Лашко, Т.А. Макареня. - Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015 г.
  3. Хунагова, Д.Р. Предложение подхода к исследованию структуризации рынка информационных услуг/ Д.Р. Хунагова // "Вестник АГУ", 2015 г.
  4. Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике / В.Н. Ясенев. - Юнити-Дана. 2014 г, - 560 с.
  5. Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков информационных технологий [Электронный ресурс] / Московская биржа РВК, 2014 г. - Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/obzor_it. pdf (дата обращения: 01.05.2017).