В современном мире изучение образа тела в направлениях социально-психологического подхода это достаточно новое, но при этом интересное для многих исследователей направление, где рассматривается образ телесного Я как одна из составляющих «Я»-концепции (Р. Бернс, И.С. Кон, A.A. Реан, В.В. Столин). [1,3]. Большинство исследований, которые проводились в данном направлении, посвящены общепсихологическим вопросам взаимосвязи душевного и физического в человеке, а также другим, более узким аспектам восприятия собственного тела человека (физиологические особенности и качества, характерные для определенного пола) [2]. И всё же, на наш взгляд, во многих научных трудах проблема восприятия тела в связи с его внутренними психологическими особенностями и внешними воздействиями общества, раскрывается недостаточно.
Большинство исследователей, так или иначе изучающих проблемы Я-концепции сходятся во мнении, что образ физического Я человека является одним из важнейших в целостной структуре личности (Р.Бернс,У. Джемс, В.Н. Куницина, М.О. Мдивани, Э.Эриксон). Этот неотъемлемый компонент Я-концепции оказывает влияние не только на эмоциональную и межличностную сферы жизни человека, но и задаёт динамику протекания объективных жизненных процессов. Поэтому, на наш взгляд, недостаточное теоретическое и методологическое исследование особенностей образа физического Я и динамики их взаимосвязи, а также необходимость анализа процессов стабилизации физического Я и нормализации Я-концепции в целом показывает практическую значимость их всестороннего изучения с целью раскрытия феномена тела с социально-психологической стороны.
Интерес к этой теме в рамках нашего исследования продиктован еще и тем, что все больше количество молодых людей стремится к видоизменению своего тела, пытается сделать его индивидуальным, непохожим, придать ему неповторимость посредством его модификации. В связи с этим возник интерес к различным сторонам бодимодификации, особенно художественной татуировки, как наиболее распространённого и доступного способа внесения стойких изменений в свой внешний образ, роли и значимости психологических факторов в его структуре. Данное исследование посвящено особенностям представлений о собственном теле у бодимодификаторов (на примере художественной татуировки).
Для корректного описания эмпирического исследования операционализируем основные понятия:
Образ физического «Я» (образ тела) — единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела. (Е.Т. Соколова) [ 2].
Модификация тела (бодимодификация) — это биологическое и физическое изменение человеческого тела, нарушающее сложившуюся структуру тела, путём хирургической, генетической, пластической, биологической коррекции.
Татуировка — процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента.
В ходе исследования применялись следующие методы: анкетирование, психологическое тестирование (опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной) и математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, факторный анализ) с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «SPSS 19.0».
В исследовании приняли участие 124 человека в возрасте от 21 до 33 лет. Из них: 62 респондента имеют бодимодификацию (художественная татуировка). Выборка включает 32 женщины и 30 мужчин. 62 респондента не имеют бодимодификаций. Выборка включает 33 женщины и 29 мужчин.
В своей работе мы опирались на возрастную периодизацию С.И. Слободчикова, который относит возраст 21 год — 33 года к стадии «Индивидуализация». Присвоение и индивидуализация общественного набора ценностей в контексте личностной позиции человека составляют основу этой ступени развития личности как субъекта общественных отношений. Для этой возрастной стадии характерно обособление от оценок общества, преодоление ограничения собственных групповых принадлежностей, в результате чего человек становится ответственным за собственную индивидуальность, которая до этого зачастую складывалась не по его воле и без его ведома [6].
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап — предварительный (октябрь 2015 — май 2016): изучение и анализ источников отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; определение объекта, предмета, формулирование цели и задач исследования, гипотез; разработка программы эмпирического исследования, определение и отбор методов исследования, формирование выборки.
Второй этап — исследовательский (сентябрь — декабрь 2016): апробация исследовательского инструментария; проведение исследования и компьютерно-статистическая обработка полученных результатов.
Третий этап — обобщающий (январь — май 2017): анализ, обобщение и систематизация полученных результатов; оформление исследования; написание статей, разработка психологических рекомендаций для практикующих психологов по теме исследования.
Процедура проведения исследования: исследуемым раздавались анкеты, которые заполнялись ими индивидуально, затем анкеты были собраны, данные посчитаны, а результаты проинтерпретированы и представлены в обобщенном виде.
Следующим этапом исследования стало обобщенное представление результатов по методике «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской [3], полученным в двух группах исследования.
В связи с тем, что методика построена на основе психосемантического подхода и представляет собой совокупность биполярных конструктов, направленных на оценку различных параметров физического «Я», нами был проведен более дифференцированный и детальный анализ блока «Эстетическая оценка своего внешнего облика» данной методики, а именно параметров оценки «лица», «телосложения», «оформления внешнего облика».
Так по параметру «Оценка своего лица» нами были получены достоверные различия по шкалам: «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,221), «привлекательное-непривлекательное для противоположного пола» (p=0,084), «привлекательное-непривлекательное» (p=0,164), «выразительное-невыразительное» (p=0,187), «сексуальное-несексуальное» (p=0,071), из чего следует, что бодимодификаторы свое лицо воспринимают как более женственное (мужественное), привлекательное вообще и для противоположного пола в частности, выразительное и сексуальное (рис 1).

Получение качественной достоверной оценки различий в двух исследовательских группах при помощи t-критерия Стьюдента показало, что по параметру оценки своего телосложения нами были получены достоверные различия по шкалам: «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,062), «привлекательное-непривлекательное для противоположного пола» (p=0,071), «привлекательное-непривлекательное» (p=0,347), «некрасивое-красивое» (р=0,184), «нездоровое-здоровое» (р=0,074). Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что бодимодификаторы оценивают свое телосложение как более женственное/мужественное, привлекательное вообще и для противоположного пола, красивое и здоровое и имеют более высокие оценки по данным параметрам, чем люди, не имеющие бодимодификаций (рис 2).

В целом бодимодификаторы оценивают оформление своего внешнего облика как значительно более женственное/мужественное, привлекательное в общем и для противоположного пола, красивое и притягивающее, чем люди, не имеющие бодимодификаций.
По параметру оценки «Оформление внешнего облика» (прическа, украшения, одежда) нами были получены достоверные различия по шкалам: «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,299), «привлекательное-непривлекательное» (p=0,213),), «приятное-неприятное» (p=0,344),), «привлекательное-непривлекательное для противоположного пола» (p=0,264),), «красивое-некрасивое» (p=0,113),), «отталкивающее-притягивающее» (p=0,194) (рис 3).

Достоверно выделились различия по параметру «Выразительность поведения»: «негармоничное-гармоничное» (р=0,119), «искусственное-естественное» (р=0,1), «неженственное/немужественное-женственное/мужественное» (р=0,071), «невыразительное-выразительное» (p=0,065). В целом можно сделать вывод, что бодимодификаторы оценивают выразительность своего поведения как более гармоничное, естественное, женственное/мужественное и выразительное (рис 4).

Анализ всех блоков методики в целом показал следующие результаты: по параметру «Эстетическая оценка своего внешнего облика» выявлены достоверные различия по параметрам: «Оценка лица» (p=0,146), «Оценка тела» (p=0,167), «Оценка внешнего облика» (p=0,282) и «Оценка поведения» (p=0,099) (рис 5).

В результате проведенных исследований можно сделать следующий вывод: бодимодификаторы несомненно более высоко оценивают свою внешность по таким критериям, как «женственность/мужественность», «привлекательность для противоположного пола», считают оформление своего облика более красивым и притягательным, а выразительность поведения характеризуют как более гармоничное, женственное/мужественное и естественное.
Опираясь на экспериментальные данные, приведенные в работе В.А. Лабунской [3], можно объяснить такие различия тем, что бодимодификаторы имеют несколько завышенную самооценку внешнего облика. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие бодимодификаций (художественных татуировок) в целом способствует высокой степени удовлетворенности внешним обликом, но при этом можно говорить о несколько завышенной самооценке испытуемых.