О методах проведения занятий по изобразительному искусству в школах

№69-1,

искусствоведение

В статье раскрываются о жанрах и видах изобразительного искусства, о роли внеучебных занятий при формировании высоких эстетических чувств у учащихся школ и о традиционных методах обучений в стиле устоз-шогирд (учитель-ученик) в Узбекистане.

Похожие материалы

Известно, что работа, проводящаяся по изобразительному искусству, отличается своим своеобразием при направлении учащихся к выбору профессии в процессе учебных и внеучебных занятий.

Изобразительное искусство играет важную роль при воспитании у молодёжи таких качеств как — эстетическое чувство, вкус, мышление и творчество.

Изобразительное искусство имеет множество видов и жанров, обычно мастера искусств в основном создают свои работы только в одном из направлений видов или жанров отрасли.

В древности мастера сами прочно усваивали и обучали своих учеников следующим видам изобразительного и прикладного искусства:

художественный орнамент, резьба по глине и дереву, гончарство ювелирное дело, шитьё золотом, вышивка, работы декоративного и художественного украшения, художественный шрифт, набивка тканей, разработка узоров для ковра, книжная графика, работа с медью (мисгарлик), миниатюры декоративного украшения, работы монументального украшения.

В связи с нелегкостью в совершенстве овладение каждым из видов изобразительного искусства необходимо обратить внимание на способности, талант, дарование и интересы ученика.

Каждая из этих профессий имеют свои особенные правила, законы, методы, материалы, оборудования и принадлежности работы.

В связи с ограниченностью учебных занятий по изобразительному искусству в школах нет возможности реализации всех образовательно-воспитательных задач посредством изобразительного искусства.

Для этого учителя данного предмета должны уделять особое внимание проведению внеурочных занятий. Целесообразно уроки беседы по изобразительному искусству интегрировать с такими предметами как родной язык и литература, трудовое воспитание, история, русский язык, английский язык, ботаника и другие.

Теоретически и практически обоснованы, что использование традиции обучения на основе «учитель-ученик» является фактором повышения эффективности урока. Использование наглядностей готовых и созданных самим учителем дают эффективный результат, так как ученики восхищаются произведениями искусства, созданными их учителем, которые в последующим будут служить образцом для подражания.

Каждые из видов и жанров изобразительного искусства своеобразным методом изучает и отражает внешний мир, многогранность данного искусства играет важную роль в решении основных обучающих и воспитывающих задач школьников.

В процессе занятия изобразительным искусством, знания и навыки которыми должны овладеть ученики, формируют у них наблюдать за жизнью, изучать, мыслить и нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности. Для этого учитель-устоз должен развить у своих учеников-шогирдов способность к образному мышлению.

В учебных программах предусмотрено проведение уроков-бесед по ознакомлению учащихся с крупными образцами изобразительного искусства различных стран и народов. Именно в данном процессе учителем даётся основная информация ученикам о различных профессиях по изобразительному искусству. Проведение данных занятий в соответствии с современными требованиями требуют от каждого учителя преподающего изобразительное искусство серьёзной подготовки и педагогического мастерства.

Необходимо уделять внимание следующим в процессе подготовке к урокам изобразительного искусства:

  1. учитывать созданные мастерами изобразительного искусства репродукции произведений или произведения мастеров прикладного искусства, предусмотренные в учебной программе.
  2. анализ произведений изобразительного искусства планируемых использовать в процессе проведения урока
  3. заранее подготовить вопросы, на которые должны ответить ученики в процессе беседы.
  4. определение плана проведения урока и задач для учащихся
  5. уделять отдельное внимание использованию технических средств и местных материалов

На уроках-беседах «Искусство зодчества» в 6 классах, рекомендуется использование сборником цветных репродукций выпущенной обществом охраны исторических и культурных памятников Узбекистана. На протяжении урока устоз-мастер организует воображаемое путешествие своих шогирдов-учеников к историческим памятникам расположенных в различных городах нашегосударства.

Идёт рассказ о медресах Кукалдош и Барокхон в Ташкенте, о мавзолее Богатыря Махмуда, минарет Исламхуджа, Калта Минор, Тошховли в Хиве, мавзолей Шахи Зинда, ансамбль Регистан расположенные в Самарканде, которые считаются историческим наследием нашей страны.

Список литературы

  1. Хасанов Р.Основы изобразитльного искусства. Т.: Ўқитувчи. 2009
  2. Мажидов Ж. Т. Мактабдан ташқари ишлар. Т. 2000.