Сохранение традиций народного творчества в декоративно-прикладном искусстве

№67-1,

искусствоведение

В статье представлена проблема сохранения народного творчества в декоративно-прикладном искусстве. Предложены различные варианты ее решения. Проведено исследование вопроса, в ходе которого выявлен наиболее выгодный вариант решения проблемы.

Похожие материалы

Культурное наследие определяется как воплощение традиции. То, что оставляет свой след на долгие годы, как правило, отличается особой ценностью, а именно эстетической, этической, художественной, духовной. Культурная ценность любого художественного объекта заключена также в историческом реализме, уникальности и неповторимости. Наследие заключается в многообразии народных традиций, национальных особенностей, ремесел, обрядов, ритуалов и праздников, а также художественном творчестве в его традиционных формах.

К сожалению, в современном мире народное искусство (в частности объекты декоративно-прикладного творчества) редко используется где-либо, а сохранностью и распространением информации о нем занимаются только музеи и мастера — энтузиасты. Существует мнение, что передача традиции и следование ей — черта общества, которое избегает перемен и стремится к консервации существующего состояния [1, с.230]. В опровержение хотелось бы отметить, что оставить все культурное наследие позади было бы неправильно, так как это негативно сказалось бы на истории, фольклоре, архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и так далее. Кроме того, традиционная народная культура — это прочная основа всех культурных направлений современного общества. В ней закреплен вековой и бесценный опыт теоретических и практических знаний.

Проанализировав возможные варианты сохранения объектов декоративно-прикладного искусства, можно выделить следующие методы:

  • создание музеев, организация выставок и экскурсий;
  • привлечение школьников и студентов;
  • организация объединений, клубов по интересам, обучающих студий, творческих площадок;
  • использование традиций в повседневной жизни.

Для того, чтобы глубже рассмотреть состояние вопроса в настоящее время, был проведен мини-опрос среди 89 человек в возрасте 20 — 50 лет. Участники опроса — рабочие и студенты старших курсов высших учебных заведений, колледжей и техникумов. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования

Вопрос анкеты

Всего в сегменте

Человек

% от числа опрошенных

Количество респондентов

89

100

Связана ли Ваша жизнь с декоративно-прикладным искусством или творчеством?
  1. да, это моя профессиональная деятельность
  2. да, это мое хобби
  3. в детстве я занимался(лась) творчеством, но сейчас нет
  4. интересуюсь, посещаю выставки, но сам(а) ничего делать не умею
  5. совсем не интересуюсь

14

25

21

16

13

16

28

24

18

15

Какой стиль интерьера Вы бы выбрали для Вашего дома?
  1. модерн
  2. классический стиль
  3. японский стиль
  4. скандинавский стиль
  5. русский стиль
  6. не нравится ни один из представленных стилей

18

15

7

32

13

4

20

17

8

36

15

4

Как Вы считаете, какой способ сохранения традиционных видов декоративно — прикладного искусства наиболее эффективен?
  1. создавать музеи, проводить выставки и экскурсии
  2. рассказывать о них в школах
  3. использовать в повседневной жизни
  4. их не нужно сохранять

31

9

49

-

35

10

55

-

Вы бы использовали в своей жизни изделия, декорированные народными росписями?
  1. да
  2. нет
  3. затрудняюсь ответить

67

19

3

75

21

3

Анкетирование показало, что 86% опрошенных каким-либо образом связаны с искусством или декоративно-прикладным творчеством, что является весьма положительным результатом и говорит о заинтересованности населения в данной сфере. Русский стиль интерьера выбрали лишь 15% опрошенных, из чего можно сделать вывод, что люди не заинтересованы в том, чтобы в полной мере окружать себя предметами народного творчества. Это вполне объясняется течением моды, существованием новейших стилей интерьера и созданием инновационных технологий. Опрос показал, что больше половины респондентов (55%) считают использование предметов декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни наиболее эффективным способом сохранения традиций, что предсказуемо, так как создание музеев, выставок и привлечение молодого поколения широко распространено, но практически не приносит положительного результата. Также необходимо отметить, что ни один человек не выбрал вариант ответа «традиции не нужно сохранять». Абсолютное большинство респондентов (75 %) ответили, что хотели бы использовать в повседневной жизни изделия, декорированные народными росписями. Это говорит о том, что людей привлекает народное творчество.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что следует внедрять традиции в декорирование объектов декоративно-прикладного искусства таким образом, чтобы они приобретали свежий вид при помощи старинных художественных приемов. Также необходимо реализовывать традиционные технологии в создании тканей, мебели, интерьеров, декоративных изделий и так далее. В эпоху современных динамичных изменений политика сохранения народного творчества должна основываться на смешении старого и нового.

Традиции должны поддерживаться. Это необходимо для того, чтобы человек не забывал о своих корнях. Россия обладает богатым культурным наследием: фольклор, литература, промыслы, ремесла, деревянное зодчество. Все это следует активно использовать и приспосабливать к современной жизни.

Список литературы

  1. Баева Л.В. Модель культурного наследия: понятие, динамика, функционирование/ Баева Л.В. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. - № 3 (28).