Соблюдение здорового образа жизни студентов в период интенсивной учебной деятельности

№71-1,

Педагогические науки

Проанализировано отношение студентов к двигательной активности и рациональному питанию как к основным составляющим здорового образа жизни, определено, что в большинстве случаев принципы здорового образа жизни не соблюдаются не столько из-за отсутствия валеологической грамотности, сколько из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Похожие материалы

Актуальность

Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) следует понимать такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют здоровье и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым выполнение им своих социальных и профессиональных функций [6].

Современные исследования проблемы здоровья студенческой молодежи, показывают ее высокую актуальность. Согласно результатам медицинских обследований, до 50% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья; увеличивается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; растет количество студентов с заболеваниями, которые не позволяют им заниматься физической культурой [5, 7].

Главными компонентами ЗОЖ студентов являются: оптимальная двигательная активность и рациональное питание. Двигательная активность представляет выполняемые в повседневной жизни организованные или самостоятельные занятия физическими упражнениями. Рациональное питание — это в первую очередь такой подбор продуктов, которые дают организму всю необходимую суточную норму витаминов, микроэлементов и других полезных веществ. Это сбалансированное сочетание белков, жиров и углеводов.

В связи с актуальностью проблемы, возникла необходимость изучить отношение студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета к основным элементам здорового образа жизни.

Цель исследования

Изучение отношения студентов к двигательной активности и рациональному питанию как средству здорового образа жизни во время интенсивного учебного труда.

Методы исследования

Анализ современных источников, анкетирование и опрос студентов 2 курса Российского государственного профессионально-педагогического университета, 60 (девушек и юношей) в возрасте 18-20 лет. Анкетирование проведено по методике опроса Н.В. Логиновой.

Анализ исследования

Анализ современной литературы выявил, что студенты, имеющие регулярную двигательную физическую активность и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти сложности студенческой жизни. У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики.

У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль [6].

При изучении вопроса по двигательной активности, анкетирование выявило, что 74 % студентов считают, что для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье за время учебной деятельности в университете необходимо регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Анкетирование показало, что 74 % респондентов проводят большую часть в своей повседневной жизни, сидя сначала в аудитории, а потом дома за компьютером и только 26 % студентов имеют оптимальную двигательную активность. Интересно, что 72 % студентов предпочитают компьютерные игры утренней зарядке. Чем больше развивается техника, различного рода гаджеты, тем больше студентов зависит от всех этих новшеств и времени не на что другое не находится. 36 % опрошенных объясняют свою пассивность нехваткой времени, 39% усталостью, 25 % недостаточностью материальных средств. При этом известно, что движение — это жизнь. Малоподвижный образ жизни может привести к многочисленным функциональным изменениям в организме и ухудшению состояния здоровья студентов [1, 3, 6].

Исходя из анализа современной литературы по вопросу рационального питания определено, что рациональное питание — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания.

Каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях. Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител.

Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфоролипидов.

Углеводы — основной топливный материал для жизнедеятельности организма. Рациональное питание подразумевает, что белками обеспечивается 10-15 %, жирами 15-30 %, углеводами 55-75 % суточной калорийности. Оно должно удовлетворять потребностям организма в энергии, обеспечивая при этом необходимый уровень обмена веществ [1, 3, 8].

Согласно опроса по питанию выявлено, что все студенты считают важным хорошо питаться, но о рациональном питании знают только 42% опрошенных. Анкетирование показало, что 46 % студентов питаются регулярно, 42 % респондентов ответили, что недостаточно следят за рационом и частотой своего питания и 12 % не следят совсем.

Зачастую студенты питаются, как получится, так как не хватает времени на покупку продуктов и приготовление пищи. Кроме того, определено, что многие студенты живут в общежитиях, и готовить себе что-то правильное не каждый хочет и умеет. По нашему мнению, несоответствие питания интенсивному и высоко информативному учебному труду, может сказаться на состоянии здоровья студентов. Больше половины студентов (54%) находятся в зоне риска приобретения различного рода заболеваний.

Анкетирование выявило, что 75 % опрошенных считают своё здоровье хорошим. В основном в молодом возрасте значительная часть людей действительно считают себя здоровыми. Наибольший процент болезней проявляется уже в зрелом возрасте, хотя, возможно это будет последствиями неправильного образа жизни в юношестве, а именно, незначительное количество и разнообразие физических нагрузок, плохое питание [1, 3].

По данным проведенного опроса среди студентов, здорового образа жизни придерживается около 25% обучающихся. Общие исследования показывают, что на протяжении всего периода обучения в вузе имеет место пониженная двигательная активность, нарушение сна, режима питания, приверженность к вредным привычкам, что создает ситуацию, когда 30-50% выпускников, находясь на старте самостоятельной жизни, оказываются хронически больными людьми [4].

Выводы

Проведенное анкетирование показало, что значительная часть студентов считают себя здоровыми и не придают большого значения своему образу жизни.

Определено, что больше половины студентов считают важным двигательную активность в повседневной жизни, но при этом значительную часть свободного времени проводят за компьютером.

Выявлено, что больше половины студентов имеют нарушения, как в режиме питания, так и в рационе, объясняя это своей занятостью, нехваткой времени.

По нашему мнению, в большинстве случаев принципы ЗОЖ не соблюдаются не столько из-за отсутствия валеологической грамотности, сколько из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности. Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н. М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Список литературы

  1. Бароненко В.А., Раппопорт Л.А. Культура здорового студент: учеб. пособие / Под ред. В.А. Бороненко, Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2003. Гл. 8. С. 98-162.
  2. Безруких Н.А. Об актуальности формирования установки студентов на здоровый образ жизни // Вестник Саратовского гос. агро. университета им. Н.И. Вавилова. – 2006. – № 4. – С. 81–85.
  3. Глиненко В.М. Основные гигиены и экологии человека: учеб. -методическое пособие / В.М. Глиненко, В.А. Лакшин, С.А. Полиевский идр. М.: МГМСУ, 2011. Гл.7. С. 64-120; Гл. 8. С. 123-137.
  4. Клушина Н.П., Соломонов В.А. Исследование ценностного отношения к здоровью у студентов вузов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2009. – № 2 (19). – С. 75–79.
  5. Меньш Е.А. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе межкультурной коммуникации // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 97–105.
  6. Паначев, В. Д. Исследование факторов ЗОЖ студентов / В. Д. Паначев // Социологические исследования. – 2004. – №11. – С. 98–99.
  7. Плаксина О.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университет // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 13. – С. 391–396.
  8. Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2005.