Соблюдение здорового образа жизни студентов в период интенсивной учебной деятельности

NovaInfo 71, с.112-116, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Проанализировано отношение студентов к двигательной активности и рациональному питанию как к основным составляющим здорового образа жизни, определено, что в большинстве случаев принципы здорового образа жизни не соблюдаются не столько из-за отсутствия валеологической грамотности, сколько из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Ключевые слова

СТУДЕНТЫ, РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ЗАНЯТОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

Актуальность

Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) следует понимать такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют здоровье и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым выполнение им своих социальных и профессиональных функций [6].

Современные исследования проблемы здоровья студенческой молодежи, показывают ее высокую актуальность. Согласно результатам медицинских обследований, до 50% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья; увеличивается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; растет количество студентов с заболеваниями, которые не позволяют им заниматься физической культурой [5, 7].

Главными компонентами ЗОЖ студентов являются: оптимальная двигательная активность и рациональное питание. Двигательная активность представляет выполняемые в повседневной жизни организованные или самостоятельные занятия физическими упражнениями. Рациональное питание — это в первую очередь такой подбор продуктов, которые дают организму всю необходимую суточную норму витаминов, микроэлементов и других полезных веществ. Это сбалансированное сочетание белков, жиров и углеводов.

В связи с актуальностью проблемы, возникла необходимость изучить отношение студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета к основным элементам здорового образа жизни.

Цель исследования

Изучение отношения студентов к двигательной активности и рациональному питанию как средству здорового образа жизни во время интенсивного учебного труда.

Методы исследования

Анализ современных источников, анкетирование и опрос студентов 2 курса Российского государственного профессионально-педагогического университета, 60 (девушек и юношей) в возрасте 18-20 лет. Анкетирование проведено по методике опроса Н.В. Логиновой.

Анализ исследования

Анализ современной литературы выявил, что студенты, имеющие регулярную двигательную физическую активность и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти сложности студенческой жизни. У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики.

У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль [6].

При изучении вопроса по двигательной активности, анкетирование выявило, что 74 % студентов считают, что для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье за время учебной деятельности в университете необходимо регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Анкетирование показало, что 74 % респондентов проводят большую часть в своей повседневной жизни, сидя сначала в аудитории, а потом дома за компьютером и только 26 % студентов имеют оптимальную двигательную активность. Интересно, что 72 % студентов предпочитают компьютерные игры утренней зарядке. Чем больше развивается техника, различного рода гаджеты, тем больше студентов зависит от всех этих новшеств и времени не на что другое не находится. 36 % опрошенных объясняют свою пассивность нехваткой времени, 39% усталостью, 25 % недостаточностью материальных средств. При этом известно, что движение — это жизнь. Малоподвижный образ жизни может привести к многочисленным функциональным изменениям в организме и ухудшению состояния здоровья студентов [1, 3, 6].

Исходя из анализа современной литературы по вопросу рационального питания определено, что рациональное питание — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания.

Каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях. Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител.

Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфоролипидов.

Углеводы — основной топливный материал для жизнедеятельности организма. Рациональное питание подразумевает, что белками обеспечивается 10-15 %, жирами 15-30 %, углеводами 55-75 % суточной калорийности. Оно должно удовлетворять потребностям организма в энергии, обеспечивая при этом необходимый уровень обмена веществ [1, 3, 8].

Согласно опроса по питанию выявлено, что все студенты считают важным хорошо питаться, но о рациональном питании знают только 42% опрошенных. Анкетирование показало, что 46 % студентов питаются регулярно, 42 % респондентов ответили, что недостаточно следят за рационом и частотой своего питания и 12 % не следят совсем.

Зачастую студенты питаются, как получится, так как не хватает времени на покупку продуктов и приготовление пищи. Кроме того, определено, что многие студенты живут в общежитиях, и готовить себе что-то правильное не каждый хочет и умеет. По нашему мнению, несоответствие питания интенсивному и высоко информативному учебному труду, может сказаться на состоянии здоровья студентов. Больше половины студентов (54%) находятся в зоне риска приобретения различного рода заболеваний.

Анкетирование выявило, что 75 % опрошенных считают своё здоровье хорошим. В основном в молодом возрасте значительная часть людей действительно считают себя здоровыми. Наибольший процент болезней проявляется уже в зрелом возрасте, хотя, возможно это будет последствиями неправильного образа жизни в юношестве, а именно, незначительное количество и разнообразие физических нагрузок, плохое питание [1, 3].

По данным проведенного опроса среди студентов, здорового образа жизни придерживается около 25% обучающихся. Общие исследования показывают, что на протяжении всего периода обучения в вузе имеет место пониженная двигательная активность, нарушение сна, режима питания, приверженность к вредным привычкам, что создает ситуацию, когда 30-50% выпускников, находясь на старте самостоятельной жизни, оказываются хронически больными людьми [4].

Выводы

Проведенное анкетирование показало, что значительная часть студентов считают себя здоровыми и не придают большого значения своему образу жизни.

Определено, что больше половины студентов считают важным двигательную активность в повседневной жизни, но при этом значительную часть свободного времени проводят за компьютером.

Выявлено, что больше половины студентов имеют нарушения, как в режиме питания, так и в рационе, объясняя это своей занятостью, нехваткой времени.

По нашему мнению, в большинстве случаев принципы ЗОЖ не соблюдаются не столько из-за отсутствия валеологической грамотности, сколько из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности. Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н. М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Читайте также

Список литературы

  1. Бароненко В.А., Раппопорт Л.А. Культура здорового студент: учеб. пособие / Под ред. В.А. Бороненко, Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2003. Гл. 8. С. 98-162.
  2. Безруких Н.А. Об актуальности формирования установки студентов на здоровый образ жизни // Вестник Саратовского гос. агро. университета им. Н.И. Вавилова. – 2006. – № 4. – С. 81–85.
  3. Глиненко В.М. Основные гигиены и экологии человека: учеб. -методическое пособие / В.М. Глиненко, В.А. Лакшин, С.А. Полиевский идр. М.: МГМСУ, 2011. Гл.7. С. 64-120; Гл. 8. С. 123-137.
  4. Клушина Н.П., Соломонов В.А. Исследование ценностного отношения к здоровью у студентов вузов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2009. – № 2 (19). – С. 75–79.
  5. Меньш Е.А. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе межкультурной коммуникации // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 97–105.
  6. Паначев, В. Д. Исследование факторов ЗОЖ студентов / В. Д. Паначев // Социологические исследования. – 2004. – №11. – С. 98–99.
  7. Плаксина О.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университет // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 13. – С. 391–396.
  8. Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2005.

Цитировать

Гурьев, С.В. Соблюдение здорового образа жизни студентов в период интенсивной учебной деятельности / С.В. Гурьев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 71. — С. 112-116. — URL: https://novainfo.ru/article/13956 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться