Физкультурное образование как фактор здоровьесберегающей компетентности

№71-1,

Педагогические науки

Статья содержит теоретические материалы по проблеме формирования физкультурного образования на основе изменения ценностей и потребностей современного общества, охватывая при этом новые подходы к организации педагогического процесса в высшей школе с точки зрения здоровьесбережения.

Похожие материалы

В настоящее время возрастает значимость и ценность образования, как в различных сферах человеческой жизни, так и в профессиональной деятельности. В этой связи на передний план выходят такие показатели качества подготовки современного специалиста, как нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к работоспособности в различных условиях среды, повышение резервов жизнедеятельности человека, толерантность между избранной профессией и собственными интересами.

Однако на практике профессиональная деятельность требует не только целостной подготовки специалистов, но и высокого уровня состояния здоровья, т.к. оно отражает возможности механизмов самоорганизации жизнедеятельности человека, позволяющих обеспечить оптимальный уровень качества жизни личности [1].

Здоровье — способность выполнения личностью многообразных функций (репродуктивных, гражданских, трудовых, умственной деятельности и фенотипического поведения и др.) и противодействия несчастным случаям, чрезвычайным ситуациям и другим негативным явлениям, имеющим организационно-психологический характер [4].

Здоровье также является способностью успешного выполнения студенческой молодёжью всех требований обучения: различные отклонения в здоровье являются препятствием достижения успехов в образовании, объём учебных нагрузок легче переносят учащиеся с более крепким здоровьем, у них же происходит эффективнее восстановление работоспособности к очередному учебному дню, а высокий уровень физической подготовленности помогает экономично справиться с психоэмоциональными и энергетическими затратами в экзаменационный и зачётный периоды [3].

В большинстве случаев, рассматриваясь как медицинская категория, что находит отражение в определениях данного понятия, подходах к его профилактике, критериях его оценки, здоровье, по сути, оставаясь условием самореализации, тем не менее, на уровне индивидуального сознания имеет противоречивый характер: дефицит в социуме этического отношения к ценности здоровья делает медицину бессильной в выяснении причин снижения здоровья и способов его достижения, поскольку решающую роль в его сбережении играет поведенческий образ жизни. Формирование такой позиции возможно обеспечить в условиях образовательной среды.

В рамках таких актуальных задач, образование, через различные формы просвещения, обучения и воспитания, создаёт предпосылки в усвоении и практическом использовании доступных и качественных знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья. В частности, и эта частность крайне актуальна для общества, придается большое значение физкультурному образованию, как основополагающему фактору улучшения содержания и организации педагогических здоровьесберегающих мероприятий в рамках физической культуры.

Несмотря на то, что сегодня целью дисциплины «физическая культура» является формирование физической культуры личности, массовая педагогическая практика ориентирована преимущественно на достижение нормативного уровня физических кондиций учащейся молодёжи, а программно заданная цель зачастую не имеет для молодых людей личностной значимости в силу условности связи с ценностно-смысловыми приоритетами их образа жизни [2].

В силу этого заложенный от природы ресурс здоровья, к сожалению, не сберегается с возрастом: молодёжь, предоставленная сама себе, не противостоит соблазнам нездорового образа жизни. Практически во всех регионах России для учащейся молодёжи характерны следующие хронические заболевания: миопия, кариес зубов, холецистит, хроническая патология лор-органов и верхних дыхательных путей, нервной и сердечно-сосудистой систем, различные формы аллергического состояния и т.д., требующие соответствующего лечения.

На фоне вышеуказанных фактов ещё драматичней выглядят знания студентов о здоровье, гигиене быта, режиме питания, сна, здоровом образе и стиле жизни, занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью и закаливающих процедурах: элементарные представления об этих стереотипах поведения имеют 8–10 % молодёжи [1].

Число пострадавших и ущерб от воздействия негативных факторов внешней среды возросло настолько, что на современном этапе общество уже не может ограничиться комплексом знаний, основанных на научных концепциях безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Очевидно, что в современных условиях нельзя решить поставленные задачи лишь путём констатации фактов негативного воздействия и профилактики их предупреждения, совокупности личных физических возможностей, наращивания мощности спортивной материально-технической базы, приростом кадров, а главное — при традиционно сложившимся в классической медицине принципе изучения болезней и больного человека.

Общепризнанно, что регулярные занятия физическими упражнениями не только оказывают влияние на организм человека, но и способствуют формированию стиля его жизни. Культурную потребность в регулярном занятии физическими упражнениями необходимо сформировать и процесс этот должен быть компетентностным по форме и личностно-ориентированным по содержанию. В этом случае знания, умения, навыки и личностные качества в области физической культуры характеризуют способность человека реализовывать весь свой потенциал для решения здоровьесберегающих задач в профессиональной и социальной деятельности.

Цели и задачи. Учитывая данное положение, педагогические тенденции образования за рубежом и отечественное образование в качестве стратегической основы выдвигают компетентностную подготовку специалистов, получивших знания и умения в области физкультурного образования и применяющие их на практике для здоровьесбережения организма, путём создания безопасных, комфортных условий обитания, адаптации к опасностям и снижения их значимости, росту защищённости жизни человека.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, в том числе его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Главной характеристикой компетенции и компетентности (с позиций категории «соответствия») является «владение» как основа «готовности», последняя конкретизирует свойства «потенциальности» и «способности».

На современном этапе развития российского образования компетентностный подход ориентирует студентов не столько на приобретение знаний, сколько на умение их активного и самостоятельного овладения, использования их, определяя готовность и способность осуществлять деятельность целесообразно и грамотно с точки зрения здоровьесбережения.

Однако сам факт отсутствия общих универсальных формулировок создает ситуацию разрушения компетентностного пространства здоровьесбережения: трудно решить проблему сбережения здоровья учащихся без выделения компонентного состава этого личностного новообразования. Основываясь на этом, можно дать следующее определение понятия «здоровьесберегающая компетенция».

Здоровьесберегающая компетенция — это субъективное состояние личности, отражающее способность выбирать из большего числа вариантов программ двигательной активности индивидуально-ориентированный, и готовность применять систему знаний и умений области физической культуры в своей профессиональной деятельности по направленному использованию ее средств для сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Поскольку готовность является предпосылкой к эффективной деятельности, соответственно, ведя речь о сущности и содержании готовности учащихся, необходимо принимать во внимание, что здоровьесберегающая деятельность обусловлена закономерностями жизнедеятельности человека и будет определяться, прежде всего, целями и характером решаемых в течение жизни задач, связанных с охраной здоровья.

Соответственно, формирование готовности учащихся к здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного процесса должно быть связано с развитием способностей, интересов и склонностей личности, с ее непосредственными жизненными планами и ценностными ориентациями в отношении здоровья. Причем очень важно понять, что каждый компонент здоровья может иметь различную степень развитости и, следовательно, определяет возможность различного уровня сформированности в целом одной и той же компетенции.

Наша позиция состоит в том, что физкультурное образование должно быть построено таким образом, чтобы в процессе осуществления физического воспитания у студентов формировались:

  1. конкретные формы реализации на практике личностных отношений к физической культуре, направляющих на практическое применение ее норм и критериев оценки, помогающих адекватно организовать поведение и деятельность;
  2. совокупность взаимосвязанных качеств личности (компетенций), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для здоровьесберегающей деятельности;
  3. владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (здоровьесбережению).

Вывод. Учитывая приведенное выше понимание ее структуры, следующее определение будет являться рабочим в нашем исследовании: здоровьесберегающая компетентность — субъективное состояние личности, практическая готовность учащихся к здоровьесбережению, на базе сформированных физической культурой знаний и умений в направлении сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья, формирования здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Виленский, М.Я. Основы здорового образа жизни студентов [Текст] / М.Я. Виленский. – М., 1995. – 216 с.
  2. Ланда, Б.Х. Мониторинг здоровья учащейся молодёжи в совершенствовании системы физического воспитания [Текст] / Б.Х. Ланда // Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодёжи: материалы 2-й Международной науч.-практ. конференции. – Владимир, 2013. – С. 161-164.
  3. Лапина, Г.А. Формирование здорового образа жизни учащихся строительных специальностей учреждений среднего профессионального образования средствами физической культуры и спорта: дис. … канд. пед. наук [Текст] / Г.А. Лапина. – Коломна, 2004. – 196 с.
  4. Тюмасева, З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – 264 с.