Использование системы учебно-методических комплектов по физической культуре для образовательных организаций

№71-1,

педагогические науки

Рассмотрены новые формы физической культуры подрастающего поколения, обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Похожие материалы

Министерством образования России подготовлен приказ о новых требованиях к учебникам, вносимым в Федеральный перечень. Эта инициатива вызвала критику экспертов книжной отрасли, которые заявляют о том, что утверждение приказа приведет к падению рынка учебников и общему ухудшению ситуации со школьным образованием в стране. Претензии издателей учебников рассмотрит российская антимонопольная служба, сотрудники которой смогут принять меры для корректировки ситуации.

Издательство «Русское слово» выпустило учебники по физической культуре, созданные в соответствии с ФГОС 2010 г., Примерной программой и образующие единый учебно-методический комплекс (УМК) «Физическая культура. 5-9 классы», автор С.В. Гурьев.

Комплект «Физическая культура. 5-9 классы» направлен на формирование физической культуры подрастающего поколения, обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

УМК способствует развитию целостности личности, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, пониманию здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющих свободу выбора в профессиональной деятельности, обеспечивает сохранность творческой активности, понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

В УМК «Физическая культура. 5-9 классы» целенаправленно прослеживается духовно-нравственная составляющая спортивно-оздоровительной деятельности. Олимпийские идеи, исторические экскурсы, биографии выдающихся спортсменов формируют у школьников идеал гармонично развитой личности. В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности учебники включают в себя три основных учебных раздела:

  • «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности).
  • «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операцио-нальный компонент деятельности).
  • «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Организация аппарата усвоения материала в учебниках УМК позволяет сформировать у учащихся общеучебные умения. Выделение в учебнике учебных элементов, таких, как правила, определения, дополнительная информация, способствует самостоятельной работе школьников с текстом.

Каждая тема заканчивается вопросами и заданиями, выполняющими функцию закрепления знаний и умений, способствующими развитию критического мышления. В методическом аппарате учебников учтены психологические особенности возрастного развития школьников. Вопросы и задания позволяют учитывать индивидуальные особенности, мотивируют учащихся к познавательной активности и направлены на развитие эмоциональной сферы, включенности в самовоспитание на основе навыков самоуправления.

Система заданий способствует формированию умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самооценку. Содержание курса отражает многообразие и единство народов России, содействует формированию патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу, своему краю.

Учебники хорошо эстетически оформлены. Представленные рисунки и пояснения позволяют обучающимся разучивать и совершенствовать технику физических упражнений, помогают освоению комплексов физических упражнений и подвижных игр.

Особое внимание в УМК отводится правилам безопасности при выполнении различных физических упражнений и способам оказания первой доврачебная-ной помощи. Акцентируя внимание школьников на этих темах, автор воспитывает ответственность детей за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Для школьников и их родителей в учебниках приведены памятки с различной информацией по физической культуре и спорту, указаны информационные источники, предполагающие работу с использованием электронных образовательных ресурсов. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

В учебно-методический комплект входят:

  • Программа курса.
  • Рабочая программа.
  • Учебник.
  • Рабочие тетради для учащихся.
  • Текущий и итоговый контроль.
  • Книга для учителя.
  • Мультимедийное приложение к учебнику.

Издательства должны будут представлять на экспертизу учебники, существующие как в печатном, так и в электронном виде. Это условие станет обязательным для включения в Федеральный перечень учебников. Причем данный процесс нельзя расценивать как вытеснение «традиционного», печатного варианта пособий: речь идёт о расширении образовательных возможностей школы.

Во-первых, структура электронных учебников должна будет соответствовать их бумажному аналогу. Во-вторых, в них должно будет включаться достаточное количество мультимедийных и интерактивных элементов. При этом учебники должны будут соответствовать правилам безопасности и создаваться с использованием общедоступных форматов и технологий.

Внедрение электронных учебников позволит российской образовательной системе не только соответствовать новым технологическим веяниям, но и привлечь интерес учеников к программе. Речь не идет о вытеснении бумажных учебников. Оба варианта учебных пособий будут использоваться равноценно. Однако проблема состоит в том, что на сегодняшний день отсутствуют четкие правила и стандарты для издательств по созданию, распространению и использованию электронных учебно-методических материалов.

Все учебники должны быть объединены в одну систему, которая работает на базе операционных платформ Android, iOS и Windows. Установить учебник можно хоть на планшет, хоть на настольный компьютер, хоть на смартфон. Помимо самих учебников, ученик получает электронный дневник и расписание. А вот интеграции с онлайн-журналом, который сегодня уже есть практически во всех школах, нет. И это, конечно, очень неудобно.

С учебником разберется любой, кто хоть раз держал в руках любой девайс с сенсорным экраном. На экран выводится один параграф. Хотим открыть следующий — жмем на стрелочку. Или переходим в оглавление. Понятия и термины тут же можно посмотреть в словаре, окошко с ним открывается поверх основного текста. Есть и фотогалерея, а по ходу работы в тексте можно оставлять свои пометки. В начале электронного учебника — PDF-копия бумажной книги. Все материалы можно открыть в оффлайне.

Подключение к интернету требуется только для того, чтобы отправить домашнюю работу учителю на проверку. Но это касается только сложных заданий, где нужно вводить развернутый ответ. Обычные тесты система проверяет самостоятельно. Но оценки не ставит, лишь показывает, где ученик ошибся. И отправляет результаты педагогу, а тот уж сам решит, что ставить — пятерку или двойку. Изменится и принцип самой подачи информации. Новый учебник можно будет читать на трех скоростях.

Первая скорость — это весь урок за пять минут. Тут только основные моменты и факты. Такой конспект, чтобы освежить память. Или пробежаться глазами перед уроком, чтобы знать, что будет на уроке.

Вторая скорость — это сам текст, параграфы и задания. И третья скорость — это углубленное изучение со ссылками на энциклопедию и дополнительными материалами.

Главный плюс электронных учебников — то, что все правки и замечания можно вносить моментально. Не нужно издавать новый тираж, «исправленный и дополненный». А значит, можно надеяться, что из учебников наконец-то исчезнут досадные ляпы и откровенные опечатки.

Учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

Учебник должен отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

В тоже время треть россиян против новых технологий в школах. Почти треть наших соотечественников уверены, что технологии мешают учебе!

К таким выводам пришли эксперты Hi-Tech. Mail.Ru, изучив результаты опроса. Более того, 11,3% родителей считают, что гаджеты ухудшают здоровье детей!

Стоит ли тогда так решительно навязывать электронные учебники? Зато 23% опрошенных считают, что технологии помогают усвоить больший объем информации. А 17,9% родителей полагают, будто технологии в школах лучше готовят детей к будущей работе. При этом самыми полезными для учебы россияне считают бумажные учебники — за этот вариант 44,6% опрошенных. Планшеты набрали 18% голосов. Таким образом, мы считаем, что введение новых преобразований в школьное образование требует тщательного научного исследования, но нельзя не учитывать, что новые технологии неизбежно придут на место традиционным методам обучения.

Список литературы

  1. http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N6/Index.htm Сайт журнала «Теория и практика физической культуры».
  2. http://www.fismag.ru/pub.php. Сайт журнала «Физическая культура и спорт».
  3. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot. Сайт журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».
  4. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/. Сайт научно-методического журнала «Физическая культура».
  5. http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-formirovaniya-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti-pedagoga/