Научные подходы к формированию патриотической позиции будущих бакалавров туризма

№71-1,

экономические науки

В статье представлены основные научные подходы к формированию патриотической позиции будущих бакалавров туризма: системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы..

Похожие материалы

По нашему мнению, наиболее эффективными в решении проблемы формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма являются системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы.

В работе мы применяем системно-деятельностный подход, т.к. формирование патриотической позиции является специфическим видом деятельности, который носит системный и целенаправленный характер. Опора на системно-деятельностный подход позволяет организовать обучение субъектов посредством включения их в различные виды деятельности (разработку туристических маршрутов, участие в массовых мероприятиях, научно-исследовательскую работу и т.п.) и требует определения целей и задач формирования патриотической позиции; выбора соответствующих средств и методов формирования патриотических позиции; отбора содержания для достижения поставленных в исследовании задач; использования разнообразных форм педагогической деятельности. Следуя этой логике, педагог в ходе целенаправленной, систематической образовательной работы вместе с обучающимися определяет образцы нравственной и духовной культуры, в процессе такого совместного поиска ценностей у студентов формируется патриотическая позиция.

Процесс формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма является структурным компонентом общей системы профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма и обладает характеристиками и свойствами, присущими любой педагогической системе: открытость, гибкость, управляемость, непрерывное развитие, вариативность. Модель формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма как педагогическая система оперативно реагирует на изменения и потребности внешней среды.

Систематизированная деятельность по формированию патриотической позиции обеспечивает, в конечном счете, достижение цели педагогической модели более высокого порядка, т.е. модели профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма. Применение системно-деятельностного подхода к формированию патриотической позиции будущих бакалавров туризма также обусловлено целостностью объекта формирования — личности, взаимосвязью всех сфер общественной жизни, единством закономерностей и принципов формирования личностной позиции, а также тем, что формирование патриотической позиции должно органически вписываться в общую систему формирования разносторонне развитой личности.

Формирование патриотической позиции будущих бакалавров туризма происходит в результате взаимодействия с окружающей социально-политической действительностью. Связанность студентов с окружающей средой заключается не только воздействием последней на них, но и деятельностью по ее преобразованию. Потому в качестве методологического подхода мы использовали системно-деятельностный подход, который позволяет связать процесс с широким контекстом общественно-исторического бытия.

В качестве основы применения системно-деятельностного подхода при формировании патриотической позиции будущих бакалавров туризма взяты положения, выдвигаемые П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и рядом иных ученых, которые отмечают, что человек, как элементарная частица общества, реализует свою личность в системе совместной деятельности. В эту систему входят: символические (культура и язык) и нормативные (общезначимые ценности, нормы, правила) механизмы регуляции действий; поведение человека, исходя из собственного понимания ситуации. Принципами этого подхода являются: принцип активности, предметности, учета неадаптивных и адаптивных проявлений личности. В своем исследовании мы также учитывали положения о применении системно-деятельностного подхода, выделенные на основе диссертационного исследования Н.С. Бусловой [1]:

  • деятельность по формированию патриотической позиции носит системный характер. Системообразующим элементом является цель;
  • в структуру формирования патриотической позиции входят: структурные элементы — действия, операции; функциональные элементы — мотив, потребность, цель, результаты, контроль, коррекция; педагогические основания — условия деятельности;
  • деятельность нацелена на преобразование внутренних качеств личности и не связана с получением материальных благ.

В научно-методической литературе выделяются основные свойства системы (компонент, элемент, системообразующий фактор, связи, эмерджентное свойство) и основные свойства деятельности (цель, субъекты, предмет, методы, средства, результат). Представим указанные свойства, соотнеся их с исследуемым явлением.

Как педагогическая система, формирование патриотической позиции будущих бакалавров туризма включает инвариантные компоненты: мотивационно-ориентирующий; содержательно-процессуальный; оценочно-диагностический. Вариативной частью модели служат функциональные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, педагогические условия, образовательная среда, формы организации, средства, методы, критерии оценки. Элементом в системе формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма является действие субъекта (преподавателя, студента).

Внешним системообразующим фактором выступает цель (сформированность у будущих бакалавров туризма патриотической позиции), внутренний системообразующий фактор — управление и самоуправление. Благодаря данным факторам создается единство компонентов и достигается эмерджентность.

Целостность системы достигается различно направленными связями: прямыми, обратными, параллельными и т.д.

Субъектами формирования патриотической позиции будущего бакалавра туризма выступают преподаватель и студент — будущий бакалавр туризма, взаимодействие между которыми определяется связями, обеспечивающими его системную целостность.

Объект педагогической деятельности — процесс формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма через образовательную деятельность.

К методам деятельности отнесем педагогическое моделирование, анализ педагогической ситуации, прогнозирование, диагностика результатов образовательного процесса, коррекция результатов.

Средства деятельности — материальные и духовные объекты действительности. К материальным средствам относятся нормативные акты, ФГОС; к духовным — общие средства научных исследований, социальный заказ.

Результат деятельности — сформированность патриотической позиции у будущих бакалавров туризма.

В ходе применения системно-деятельностного подхода были выделены:

1) блоки модели формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма (мотивационно-ориентирующий; содержательно-процессуальный; оценочно-диагностический);

2) принципы реализации данной модели (общие и специфические);

3) этапы формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма.

Таким образом, системно-деятельностный подход способствует решению проблемы организации формирования патриотической позиции в вузе, но потенциала данного подхода недостаточно для определения содержания процесса формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма: ценностей, которые будут положены в основу патриотической позиции, мероприятий, связей с будущей профессиональной деятельностью. Следовательно, для эффективной реализации формирования патриотической позиции требуется применение дополнительных методологических подходов.

Методологическим ориентиром для определения патриотических ценностей с учетом контекста профессиональной подготовки стал контекстно-аксиологический подход. Интеграция контекстного и аксиологического подхода позволяет формировать патриотические ценности с учетом контекста профессиональной подготовки, профессиональных ценностей и проявлений патриотической позиции в профессиональной туристской деятельности. Контекстно-аксиологический подход связан с выделением патриотических ценностей и ценностей профессиональной туристской деятельности, их актуализацией в контексте профессиональной подготовки как личностных ориентаций будущего специалиста. Анализ результатов применения контекстно-аксиологического подхода представим через обращение к его составляющим.

В отечественной педагогической науке основоположником контекстного подхода к обучению является А.А. Вербицкий [2]. Сущность указанного подхода заключена в том, что в процессе обучения в вузе с помощью педагогических форм, методов и средств создается модель предметного и социального содержания профессиональной деятельности будущего специалиста. Профессор А.А. Вербицкий определяет контекст с педагогической точки зрения как «систему внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [3, c. 67]. Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук с помощью системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [2, с. 35].

В учебной программы формировать разные профессиональной деятельности, ее содержание и формы им содержанием и формами. возможность выделения разных типов: экологического, политического как в нашем случае,

При контекстном обучение будущих туризма не замыкается на усвоении научных а выступает той формой их активности, которая формирование их патриотической Как и в традиционном процессе учебный материал обучающимся в виде текстов и по-прежнему как информация, которую усвоить. Но за этой и сконструированными при ее посредстве проблемными ситуациями реальные контуры отношений, патриотически поведения. Это означает, что программа составляет «текст» для формирования позиции обучающихся, в выделяется специфический контекст. Важной использования контекстного к процессу обучения бакалавров туризма с формирования их патриотической является то, что в ходе обучения студенты должны не освоить знания об объектах патриотических о самих этих но и овладеть навыками патриотического поведения. идет, прежде о задаче овладения профессиональной деятельностью, патриотическими ценностями в деятельности учебной ( проектируют туристические маршруты, разрабатывают экскурсионные программы, самостоятельно составляют экскурсионные тексты, проводят экскурсии и т.д.).

Аксиологическая составляющая позволила выделить патриотических ценности и ценности профессиональной туристской деятельности. Аксиологический подход разрабатывали Н.А. Асташова, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.А. Ядов, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин и др. Теоретической базой аксиологическому подходу служит философская теория ценностей (М. Вебер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер и др.). Центральной для данного подхода является категория «ценности». С точки зрения аксиологии, ценности — «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [4, с. 646]. Ценности обеспечивают человека жизненными ориентирами, определяют жизненно важные цели деятельности и в конечном итоге придают человеческой жизни определенный смысл.

«В педагогике понятие «ценность» раскрывается через мотивы деятельности и поведения, изучение и формирование системы ценностных отношений, анализ целей учебной и социокультурной деятельности, в связи с педагогическими воздействиями и саморазвитием личности. Ценности задают качественные характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования, выступают нравственными принципами воспитания, средством развития культуры — мыслей, чувств, отношений, условием эффективного взаимодействия между педагогом и обучающимися. Они трактуются как нормативы, регуляторы деятельности (ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства)» [5, с. 89]. Аксиологический подход, как отмечает С.В. Кульневич, имеет целью введение студентов в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов [6]. Он направлен на: ориентацию вузовского образования на передачу студентам достижений и ценностей культуры; опору на содержательное многообразие культурного опыта общества, являющегося фактором вариативности профессионального образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» [7] сформулированы сформулированы базовые национальные ценности, к которым и ценности патриотизма:

  • любовь к России, к народу, к своей родине, служение
  • социальная солидарность — личная и национальная, к людям, институтам и гражданского общества, чувство справедливости, милосердие, честь,
  • гражданственность — служение поддержка правового государства, гражданского общества, закона и правопорядка, поликультурного мира, свободы совести и вероисповедания;
  • осознание членом общества, представителем страны и
  • семья — любовь и верность близким, забота о здоровье, достатке, уважение к родителям, забота о и младших, забота о рода;
  • труд и — уважение к труду, и созидание, целеустремленность и
  • наука — ценность стремление к истине, понимание научной картины мира;
  • российские религии — о вере, духовности, жизни человека, религиозного мировоззрения, формируемые на основе диалога;
  • искусство и — стремление к красоте, гармонии, богатству духовного мира, нравственный стремление к постижению смысла жизни, этическое
  • природа — бережное отношение к природе, сознание, любовь к ее бескрайним просторам и заповедным уголкам;
  • мир во всем мире, культур и народов, человечества, международное .

Д.Х. Саликов дает следующее определение патриотических ценностей: «…устойчивые положительно значимые представления о национальных интересах России, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Положительно значимые представления на уровне личности — это гуманизм, права и свободы человека, развитие личности; на уровне общества — демократия, правовое государство, социальное согласие, нравственное обновление; на уровне государства — любовь к Отечеству, уважение к историческому прошлому и культуре страны; уважение к государству и его символам; убеждение в необходимости защищать национальные интересы России» [8, с. 148].

Особую значимость представляют характеристики ценностей патриотизма с позиций аксиологии, представленной в учебном пособии «Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях» [9]. А.Н. Вырщиков, А.К. Быков, С.Н. Климов в ценностно-смысловую структуру потенциала патриотической позиции вносят такие онтологические ценности, как природа, родители, Родина, родственники, народ. Согласно видению ученых «эти слова не просто однокоренные с семантической точки зрения, они составляют основу укорененности личности в культуре» [9, с. 141]. К социологическим ценностям патриотизма исследователи отнесли социальную справедливость, труд, солидарность, государственность, толерантность. Онтологические ценности, входящие в структуру патриотической позиции, даны изначально каждому члену общества. Социологические ценности патриотизма приняты как основополагающие в конкретном обществе в тот или иной период исторического развития страны. Антропологический ряд патриотических ценностей детерминирован личностными предпочтениями и установками индивида; его составляют идентичность личности, внутренняя свобода, вера в себя.

Опираясь на исследования А.К. Быкова, Н.В. Ипполитовой и др., представим определение патриотических ценностей как комплекса наиболее значимых социальных ценностей, выражающих отношение личности к Отечеству и характеризующих уровень ее готовности к деятельности на благо Родины. Также в рамках нашего исследования осуществлена попытка обозначить спектр патриотических ценностей и ценностей профессиональной туристской деятельности, опираясь на точки зрения ученых по исследуемой проблематике.

В результате произведенного сопоставительного анализа мы пришли к выводу, что к ценностям патриотизма можно отнести: любовь к Родине, деятельность на благо Отечества, защиту национальных интересов, природу, толерантность, культуру, свободу и независимость, уважение исторического прошлого, уважение государственных символов; сохранение традиций России, законопослушность, героизм, безопасность, трудолюбие, ответственность, честность, сохранение природы и др.

В контексте данного исследования необходимо также отметить и ценности профессиональной туристской деятельности. В соответствии с Ф3 РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. К ценностям профессиональной туристской деятельности, соглашаясь с мнением И.В. 3орина и В.А. Квартальнова [10] мы отнесем следующие: уважение к труду, воспитанность, ответственность, доброжелательность, коммуникативность, профессиональная компетентность и др.

Основными методологически важными механизмами контекстно-аксиологического подхода в нашем исследовании являются: совокупность ценностей, содержание ценностей, определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма.

При применении контекстно-аксиологического подхода реализуются следующие принципы:

  • принцип обеспечения личностного студента в учебную
  • последовательного моделирования в деятельности студентов содержания, форм и профессиональной деятельности
  • проблемности содержания в ходе его развертывания в процессе;
  • адекватности организации учебной студентов целям и образования;
  • ведущей совместной деятельности, взаимодействия и диалогического субъектов образовательного (преподавателя и студентов, между собой);
  • обоснованного сочетания и традиционных педагогических
  • принцип открытости — для достижения конкретных обучения и воспитания педагогических технологий, в рамках других и подходов;
  • единства и воспитания личности
  • принцип учета особенностей обучающихся.

В контекстно-аксиологическом подходе важную роль играют методы и формы обучения, способствующие интенсивному развитию личности студента. К активным методам обучения, позволяющим формировать патриотическую позицию бакалавров туризма, мы отнесли круглые столы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач. Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в экскурсиях, спецкурсах, учебной практике, спецсеминарах и выставках; учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование).

Образовательный процесс, спроектирован в соответствии с контекстно-аксиологическим подходом таким образом, чтобы у студентов, будущих бакалавров туризма, укоренилась взаимосвязь личностных свойств и патриотических ценностей, ценностей профессиональной туристской деятельности. Контекстно-аксиологический подход служит в нашем исследовании методологической базой для определения педагогических условий, позволяющих процессу обучения будущих бакалавров туризма актуализировать свои возможности как фактора эффективного формирования патриотической позиции.

Список литературы

  1. Буслова, Н.С. Системно-деятельностный подход как средство повышения качества любвиобучения теоретическим основам информатики в условиях личностиинформационно-предметной среды педагогического вуза: дис. ... канд. применение пед. наук: 13.00.02 / Буслова Надежда Сергеевна. – Омск, 2006. – 120 с.
  2. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее гужоваобразование в патриотическое России. – 2010. – No 5. – С.32-37.
  3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. – М.: ИЦ углту ПКПС, 2004. – 84 с.
  4. Философский словарь / ред. И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
  5. Масалова, О.Ю. Концепция формирования ценностных отношений студентов к физической культуре : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Масалова Ольга Юрьевна. – М., 2014. – 624 с.
  6. Кульневич, С.В. Педагогика ипполитова личности. Лекционно-практический курс. Стратегия держанияи тактика ипполитова личностного воспитания / С.В. Кульневич. – Воронеж, 2014. – 184 с.
  7. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  8. Саликов, Д.Х. Развитие программапатриотических ценностей личностиу студентов бойко вуза процессе профессиональной воспитанию подготовки : дис. ... канд. педагогическаяпед. наук: 13.00.08 / Саликов Демьян Хамитович. – Челябинск, 2011. – 173 с.
  9. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. – М.: Планета, 2010. – 336 с.
  10. Зорин, И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник / И.В. Зорин, А.И. Зорин. – М.: Высшее образование, 2005. – 525 с.