Использование системно-деятельностного подхода и организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Задача учителя в условиях перехода на ФГОС состоит в формировании знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в процессе их самостоятельной исследовательской деятельности. В статье описан опыт использования системно-деятельностного подхода на уроках физики, как на примере проведения целого урока, спланированного таким образом, чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их, осмысливать и отрабатывать, так и при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих их творческую познавательную деятельность. Использование системно-деятельностного подхода в сочетании современными образовательными технологиями, способствует личностному, социальному, познавательному, коммуникативному развитию учащихся.

Ключевые слова

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ

Текст научной работы

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством

  • вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность;
  • моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках;
  • использования активных методик.

Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра.

В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная мотивация. Положительную мотивацию к деятельности на уроке создаю за счёт

  • позитивного эмоционального фона;
  • вовлечение учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление-интерес-мотив-цель-собственная учебная задача;
  • актуализации опорных знаний;
  • постановки проблемы;
  • создания на уроке «точки удивления»;
  • искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть.

Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики, можно рассмотреть на примере урока изучения нового материала по теме «Магнитное поле и его свойства» (8 класс).

К моменту изучения темы «Магнитное поле и его свойства», восьмиклассники из курса природоведения уже знают том, что магнитное поле существует вокруг постоянных магнитов – естественных и искусственных, знают свойства взаимодействия магнитов: одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые полюсы – притягиваются. Но они не знают того, что магнитное поле существует также вокруг проводников с током.

Образовательная цель урока состоит в том, чтобы

  • сформировать представление о магнитном поле как об основном из видов материи;
  • раскрыть свойства магнитного поля тока;
  • ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;
  • раскрыть правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока, витка с током и соленоида.

На 1 этапе урока «Организационный момент» (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты.

В ходе урока учащиеся воспользуются тремя путями, которые ведут к знанию, по мнению философа. Но какой путь для него самый приемлемый, каждый для себя определит сам. Задача учителя на этом этапе состоит в создании положительной эмоциональной направленности у учащихся, включении их в деятельность, выделении содержательной области

На 2 этапе урока «Актуализация знаний» (стадии активизации мыслительной деятельности) идёт повторение изученного материала в форме индивидуального и фронтального опроса необходимого для «открытия нового знания» Продолжительность этапа 6 минут.

В конце второго этапа ставится проблемная ситуация и выявляются затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учащимся задаются вопросы:

  1. Дома идёт ремонт. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки?
  2. На полу под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума?

Они выдвигают гипотезы, и убеждаются, что прежних знаний недостаточно для решения проблемы.

На 3 этапе урока «Постановка учебной задачи» (стадии вызова) обсуждаются затруднения, и учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цель урока, при этом учитель может дополнить её. Продолжительность этапа 5 минут.

На 4 этапе урока «Открытие нового знания» (стадии восприятия) создаётся проект решения проблемы. Продолжительность этапа 13 минут.

Учащиеся повторяют опыт Эрстеда, пытаются объяснить наблюдаемое явление

Учитель даёт задание провести коллективное исследование «Изучение спектров магнитных полей прямого тока, витка с током и соленоида».

Учитель координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и демонстрирует результат коллективного исследования на интерактивной доске.

Учащиеся схематически изображают магнитные линии прямого тока, витка с током и соленоида у доски и в тетрадях.

Задача учителя на этом этапе урока заключается, в том, чтобы не давать новые знания в готовом виде, а организовать работу учащихся так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В конце этого этапа учащиеся озвучивают различные возможные способы решения проблемы и выбирают из них наиболее оптимальный – использование компаса, определяют, в каком случае стрелка компаса будет отклоняться сильнее

Учитель формулирует правило буравчика для определения направления линий магнитного поля прямого тока и правило правой руки для определения направления линий магнитного поля витка с током и соленоида.

На 5 этапе урока «Здоровьесберегающая пауза» (стадия расслабления) учащиеся выполняют электронную физкультминутку для глаз. Продолжительность этапа 2 минута.

На 6 этапе урока «Первичное закрепление» (стадия осмысления) учащиеся в парах решают качественные графические задачи на применение правила буравчика и правой руки для определения направления магнитных линий. В процессе первичного закрепления задачи решаются с комментированием: учащиеся проговаривают новые правила в громкой речи. Продолжительность этапа 6 минут.

На 7 этапе урока «Контроль знаний» (стадия осмысления) с целью проверки усвоения новой темы, учащиеся выполняют задания физического диктанта, проговаривая новые правила про себя, и осуществляют взаимопроверку в парах. Выставляют отметки. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку.

Физический диктант включает 5 типовых заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 6 минут (включая взаимопроверку по эталону). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. По окончании диктанта учитель вновь демонстрирует плакаты диктанта, и озвучиваются правильные ответы. Предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного («5»), желтого («4») или зеленого («3») цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся.

На 8 этапе урока «Рефлексия деятельности» (стадия итога урока) учащиеся проводят самооценку своей деятельности и всего класса. Продолжительность этапа 3 минуты.

На 9 этапе урока «Задание на дом» (заключительная стадия), продолжительностью в 2 минуты, кроме задания по учебнику и сборнику задач, предлагается выполнение творческого задания: придумать свою задачу по теме; сделать презентацию о магнитном поле небесных тел, применении электромагнитов, жизни и творчестве Ампера, Эрстеда, о влиянии магнитного поля на человека.

Использование системно-деятельностного подхода при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих творческую познавательную деятельность учащихся, продемонстрирую на примере применения старых знаний в новой ситуации на уроке «Повторение темы «Плотность вещества»» (7 класс).

На этапе урока «Актуализация знаний» учитель обращает внимание учащихся на то, что нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. Возникает проблема: как же её рассчитать? Предлагает образовать группы по 4 человека (повернуться к учащимся за соседнюю парту), применить старые знания в новой ситуации. Выдает каждой группе лоток с оборудованием, содержащим твёрдый продукт питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.); линейку (2 шт.); микрокалькулятор (2 шт.); заготовку таблицы «Плотности некоторых продуктов питания» (4 шт.) и предлагает провести коллективное исследование «Определение плотности некоторых продуктов питания». Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и записывает полученные результаты в таблицу на доске, демонстрируя результат коллективного исследования.

Учащиеся обсуждают проблему в группах, выдвигают гипотезы. Обсуждают гипотезы между группами. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания (масса вещества указана на упаковке; объем определяют умножением длины, ширины и высоты упаковки; погрешностью при измерениях пренебрегают; плотность рассчитывают делением массы на объём с помощью микрокалькулятора, переводят единицы измерения плотности в систему СИ). Расчеты отражают в тетради.

По просьбе учителя озвучиваются полученные результаты, заполняется заготовка таблицы «Плотности некоторых продуктов питания» (табл. 1)

Таблица 1

Плотности некоторых продуктов питания

№ п/п

Название

Плотность

г/см3

кг/м3

1

Сахар-рафинад «Русский сахар»

   

2

Соль поваренная пищевая

   

3

Сода пищевая

   

4

Кофе молотый «Жокей»

   

5

Кисель клюквенный

   

6

Дрожжи хлебопекарные

   

7

Шоколад «Российский»

   

8

Вафли сливочные

   

9

Вафли шоколадные

   

10

Печенье «Юбилейное»

   

11

Масло сливочное «Крестьянское»

   

12

Масло шоколадное «Крестьянка»

   

13

Маргарин молочный

   

14

Сыр плавленый «Российский»

   

15

Творог

   

На этапе урока «Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации» учитель предлагает продолжить работу в парах по составленной таблице. Озвучивает задание №1 творческого характера: Составить как можно больше качественных задач, пользуясь данными таблицы «Плотности некоторых продуктов питания». Координирует взаимодействие групп при обсуждении результатов работы. Учащиеся работают с таблицей в группах, анализируют её данные, сравнивают, делают выводы, конструируют качественные задачи и дают ответы на них. Задают вопросы другим группам, отвечают на вопросы других групп. Например:

  • Какой из указанных продуктов питания имеет наибольшую плотность?
  • Какой из указанных продуктов питания имеет наименьшую плотность?
  • Какие из указанных продуктов питания имеют одинаковую плотность?
  • Что означает, что плотность … вещества рана … кг/м3?
  • На сколько различаются плотности …продуктов питания?
  • Во сколько раз различаются плотности … продуктов питания?

Учитель предлагает задание №2 творческого характера: Пользуясь данными таблицы «Плотности некоторых продуктов питания», составить и оформить в тетради расчетную задачу. Координирует взаимодействие групп при обсуждении текстов задач. Учащиеся работают с таблицей в группах, производят поиск, оценку, отбор данных, формулируют условие расчетной задачи и решают её в тетрадях. Озвучивают тексты задач. Выбирают наиболее интересную задачу.

Считаю, что достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.

Использование системно-деятельностного подхода позволяет учащимся

  • работать с современными средствами коммуникации и источниками информации;
  • критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать собственные заключения и оценочные суждения;
  • анализировать и решать познавательные и практические задачи;
  • выполнять творческие работы и исследовательские проекты;
  • аргументировать защиту своей позиции, оппонировать другому мнению через участие в дискуссиях, диспутах.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует

  • личностному развитию учащихся – развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;
  • социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;
  • познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;
  • коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Читайте также

Список литературы

  1. Никитаева М.В. Влияние инновационных проектов на социализацию школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3066 (дата обращения: 24.12.2014)
  2. Никитаева М.В. Педагогическое проектирование в системе общего и дополнительного образования// Молодежь и общество №4, Москва, 2012
  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013
  5. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе URL:http://festival.1september.ru/articles/527236/(дата обращения: 13.12.2014)

Цитировать

Савина, В.В. Использование системно-деятельностного подхода и организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики / В.В. Савина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3119 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться