Социально-психологическое и педагогическое обеспечение профессионально-личностного становления студентов-психологов

№8-1,

психологические науки

В данной статье подвергается системному анализу научно-методологическое и инструментально-технологическое основание современной парадигмы и концепции социально-психологического сопровождения и педагогического формирования профессионально-личностного становления студентов-психологов в высшей школе.

Похожие материалы

Создание в ВУЗе оптимальных образовательных условий для продуктивного обучения и развития студентов, применяемые технологии социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения студентов, дают им возможность для всестороннего профессионально-личностного формирования и становления.

Психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов-психологов, осуществляемое в активных коммуникативно-тренинговых формах, осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе со студентами. В рассматриваемом контексте позитивно выделяются те ВУЗы, где подобного рода работа постоянно проводится со студентами во внеаудиторном пространстве, в процессе проведения разнообразных внеаудиторных мероприятий. В частности, такая деятельность осуществляется со студентами и летом и зимой в ходе работы специальных студенческих баз отдыха и в загородных оздоровительных детских лагерях, где студенты выступают в качестве вожатых (там психологическое сопровождение основывается на обучении студентов психолого-педагогическому профессиональному мастерству). В педагогических и гуманитарных ВУЗах, таким образом, в реальной «образовательной» жизни студенты охотно включаются в подготовку и проведение практикумов, тренингов, «круглых столов», дискуссий, деловых игр, студенческих научно-практических конференций и т.п. Именно в ходе осуществления таких форм работы со студентами, во многом реализуются их потребности социально-профессиональной значимости и социально-профессиональной реализации, потребности в самоактуализации и т.д.

Многих студентов-психологов педагогических и гуманитарных вузов привлекает организация нестандартной деятельности с учащимися общеобразовательных школ вне урока, – на часах «музейного общения» (систематическое посещение с подшефным классом музеев, например, в ходе т.н. «музейной недели»), на разнообразных тематических проектах, конкурсах и т.д. Для студентов психологических факультетов педагогических и гуманитарных вузов, мы предлагаем, в качестве формы профессионального сопровождения, обязательно организовать постоянно действующие «школы» профессионального мастерства, деятельность которых может быть реализована на основе прохождения студентами разного рода педагогической практики (в детских садах, школах, колледжах, ССУЗах, домах детского творчества, детских оздоровительных лагерях отдыха и т.п.). Подобного рода деятельность, направленная на раскрытие профессионального потенциала студентов, исключительно полезна.

Здесь мы дадим краткие смысловые определения тех методов, которые мы предлагаем применять в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального становления студентов-психологов.

  1. Метод словесного обучения являет собой дидактическое средство (рассказ, беседа, объяснение), активизирующее познавательную и практическую деятельность обучаемых.
  2. Метод проблемного обучения осуществляется путём создания как будто бы проблемной ситуации (применяемые приёмы – проблемные вопросы, т.н. эвристическая беседа, т.н. полимотивирование), а в основе предлагаемой проблемной ситуации лежит некое смысловое противоречие.
  3. Метод проектов развивает умения и навыки научно-практической исследовательской деятельности студентов (сферой исследования может быть любая психолого-педагогическая проблема), – при этом преподаватель (руководитель) целенаправленно проводит в жизнь имеющуюся программу профессионально-личностного развития студентов.
  4. Метод наблюдения – целенаправленный сбор информации, системное восприятие психических состояний и психологических свойств личности, производящееся путём наблюдения за вербальными и невербальными реакциями и проявлениями человека. Мы, в том числе и на основании наблюдения выявили те заинтересовавшие нас личностные проявления студентов-психологов, которые были нами эмпирически детально опредмечены и изучены. Здесь же мы приведём свой опыт применения наблюдения в ходе психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов-психологов.

Мы утверждаем, что, прежде чем оказывать какое-либо психолого-педагогическое влияние и социально-психологическое воздействие на конкретного человека, необходимо осуществить организованное наблюдение за его внешней активностью (поведением, экспрессией, деятельностью и т.п.). Наблюдение, так же как и эксперимент, – это метод сбора информации (обсервационные методы), относящийся к методам исследования явлений и объектов, к способам познания окружающего мира. По форме проведения исследования, мы осуществляли прямое исследовательское наблюдение, применяли его в качестве практического психологического метода накопления и анализа данных. По содержанию, по научной направленности исследования, мы, применяя наблюдение, исследовали человека, изучали людей как индивидуальностей, как личностей. Целями наблюдения являлось изучение поведения и деятельности студентов-психологов в образовательной среде и, в целом, в социальной среде, выявление их эмоциональных реакций, выяснение их чувственных отношений к действительности в процессе социально-психологического взаимодействия с окружающими. Вид (параметры) применённого нами метода наблюдения: внешнее, стандартизированное, включённое, систематическое. Мы осуществляли наблюдение многократно, с фиксированными перерывами (промежутками) времени, в процессе деятельности и общения студентов-психологов в ВУЗе и вне его (в ходе учебно-ознакомительной, научно-педагогической, научно-исследовательской, производственной практики и т.п.). При этом, мы находились со студентами в постоянном взаимодействии и общении в процессе совместного выполнения разнообразной учебной и профессиональной, в том числе научной деятельности. Систематическое стандартизированное наблюдение за студентами-психологами осуществлялось по разработанной нами схеме, которую мы здесь приводим. «Ведение стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными и иными внешними поведенческими и «деятельностными» реакциями субъекта».

Объект (субъект, явление, процесс) внимания, поведения, деятельности наблюдаемого субъекта

Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности)

Действие (движение, акт поведения, поступок)

Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика)

Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции

Выражение (проявление) чувственного и/или когнитивного отношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту)

           

После проведения наблюдения, мы осуществляли системный анализ результатов наблюдения. Собранный материал служил нам в качестве общей профессиональной информации о наших подопечных. Путём наблюдения мы отмечали наиболее актуальные затруднения студентов-психологов в процессе их социально-профессиональной активности. Мы делали психологические выводы о преобладающих в тех или иных случаях психических эмоциональных, поведенческих и иных реакциях студентов-психологов. Мы применяли метод наблюдения описанным выше образом в ходе консультирования и тренинга студентов-психологов, в процессе социально-педагогической работы с ними. Мы давали студентам психолого-педагогические рекомендации относительно адекватности их эмоционально-чувственного реагирования, экспрессивных реакций, социального взаимодействия с однокурсниками, преподавателями и другими субъектами взаимодействия. Вернёмся к кратким определениям методов, которые понимаются нами в качестве психолого-педагогической и социально-психологической основы процесса сопровождения профессионально-личностного становления студентов-психологов.

5. Метод диалога – истинно диалоговое общение, предполагающее равенство позиций участников и выражающееся в активной роли обучающих и обучаемых в образовательном процессе, – при этом субъекты равноправны, а процессы познания происходят во взаимодействии путём совместного познания окружающих явлений в ходе интенсивного общения, коммуникации и интеракции – через совместную деятельность, взаимопознание и взаимопонимание.

6. Метод интроспективного анализа помогает обучающимся осознавать свои проявления в жизни и деятельности не как производные от внешних обстоятельств, а как состояния собственного «Я». Исследованию подвергаются: собственная деятельность, поведение, характер своих взаимоотношений с людьми, качества собственной личности и др. Основным приёмом развития интроспекции и рефлексии являются т.н. «полимотивационные вопросы», побуждающие человека осуществлять по отношению к самому себе исследовательскую (познавательную) деятельность.

Наш «узкий» практический опыт психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов-психологов. Свою деятельность по сопровождению профессионального становления студентов мы начали со студентами-психологами 1-го курса всех форм обучения. Наша деятельность предварялась разработкой, с опорой на имеющуюся в данном контексте литературу и практический опыт, курса лекций, семинаров и практических занятий по предмету «Введение в профессию». Так как выше мы уже достаточно детализировано отразили нашу учебно-методическую, социально-педагогическую и психолого-педагогическую деятельность со студентами-психологами и её научно-методологические основы, то здесь, коротко, просто подчеркнём важные содержательные вопросы. Предметный курс «Введение в профессию» был построен нами с учётом современной действительности на рынке труда в контексте областей (сфер) профессиональной реализации психологов на современном этапе развития нашего общества и государства. В ходе проведения занятий данного курса студентам была дана профессиограмма специальности «Психолог» и даны профессиограммы родственных специальностей. Со студентами в лекционно-семинарской форме велись дискуссионные беседы на тему выбора профессии, о том, где может себя применить выпускник психологического факультета, о том, в чём сходства и отличия психолога-практика и психолога-теоретика, о том, в каких отраслях народного хозяйства и бизнеса может работать психолог, окончив институт и получив высшее профессиональное образование, какие психологические специализации имеются, для чего они применяются, где их получить и т.п. Ниже мы схематически отражаем проведённый курс.

Учебно-тематический план предметного курса «Введение в профессию» для очного (дневного) отделения психологии.

Темы занятий

Всего часов

В том числе часов

 Лекции

Семинары и практические занятия

Самостоятельная работа студентов

Тема № 1.

Что такое профессия? Классификация профессий. Профориентация и профдиагностические методики.

16

4

2

10

Тема № 2.

Что такое психология? Житейская, научная и практическая психология.

12

4

2

6

Тема № 3.

Профессия «Психолог» и другие «помогающие» профессии.

14

4

2

8

Тема № 4.

Нюансы психологической профессии. Отличия и сходства деятельности психолога, клинического психолога, патопсихолога, нейропсихолога, психотерапевта, психиатра.

12

4

2

6

Тема № 5.

Профессиональное содержание деятельности психолога в разных отраслях и сферах деятельности.

16

5

2

9

Тема № 6.

Профессиограмма и психограмма профессии «Психолог».

14

5

2

7

Тема № 7.

Личностные и профессиональные качества психолога.

12

4

2

6

Тема № 8.

Этика и нормы профессиональной деятельности психолога.

12

3

2

7

Тема № 9.

Подготовка профессиональных психологов за рубежом и в России. Ведущие ВУЗы по психологическому профилю за рубежом и в России.

12

3

2

7

ИТОГО ЧАСОВ:

Всего часов

120

Лекции

36

Семинары и П/З

18

Сам. раб. студентов

66

В завершение данного экскурса, посвящённого социально-психологическим методологическим аспектам психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов-психологов, в качестве методологической иллюстрации нашей педагогической деятельности, мы отразим использованные нами методы активного обучения. Мы приведём, разработанный нами на основе классических педагогических технологий, особый подход к проведению семинаров и практических занятий, применённый нами в процессе преподавания разнообразных предметных курсов, в частности, курса «Введение в профессию». Так же, мы применяли приведённый ниже авторский подход, в процессе преподавания студентам-психологам 2-3 курсов, всех форм обучения, дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Методика преподавания психологии» и мн.др. (данный подход можно применять в процессе преподавания любой предметной дисциплины).

Итак, здесь мы коротко рассмотрим современную практическую методологию и интерактивные методологические обучающие параметры семинарских и практических занятий (П/З) со студентами-психологами по профессиональным предметам психологического цикла.

МИНИГРУППОВОЙ ПОДХОД к проведению семинаров и П/З.

Общие положения минигрупового подхода.

Группа студентов (20–25 человек) делится на минигруппы (3-4 минигруппы по 6-8 человек), каждая из которых выполняет индивидуальное (для всей минигруппы) задание. Данная форма семинарского занятия проводится после лекционного рассмотрения нескольких тем, объединённых в общий смысловой раздел. На каждую содержательную форму (на каждое смысловое «упражнение») отводится от 5-10 до 15-20 минут (в зависимости от сложности задания, количества участников и контекстной ситуации смыслового взаимодействия). Деятельное творческое участие преподавателя в данном процессе настоятельно рекомендуется.

Названия и содержательные формы проведения минигрупп на семинарах и П/З:

  1. «Тезисы» – минигруппа студентов должна составить тезисы по всему пройденному на данный момент учебному материалу. Как правило, оговаривается количество тезисов (не больше 6–8). Студентам разъясняется, что тезис в данном случае – это повествовательное предложение из 8–10 слов (т.е. оно должно хорошо восприниматься на слух), заключающее в себе большой (конкретно-фактологический) объём информации. Основная содержательная задача студентов – не дробить информацию, а наоборот укрупнять (синтезировать) её. В тезисах по возможности необходимо обойтись без простого перечисления фактов, кроме того, они не должны носить характер определений каких-либо терминов или понятий. Все тезисы должны быть логически объединены общим смысловым контекстом (в соответствии с пройденным материалом). 

  2. «Понятия и термины» – минигруппа студентов, по всему пройденному на текущий момент учебному материалу, должна составить тезаурус (терминологический понятийный словарь). При выполнении выбираются термины или понятия – и даётся их краткое определение или характеристика. Для усложнения задания, студентам предлагается выбрать из всего материала 10 (15) терминов и понятий как самых важных (основных), а затем объяснить (доказать) – почему именно эти термины или понятия являются таковыми. 

  3. «Схема» – минигруппа студентов должна, по всему пройденному на настоящее время учебному материалу, составить одну схему. Схема может быть подробной или краткой (это оговаривается преподавателем заранее). Структурные блоки схемы (каждый блок включает в себя одно – максимум – два слова (понятия) – (это также оговаривается предварительно) должны быть соединены стрелками (одно- или разнонаправленными) с другими структурными блоками. Обращается внимание на логику построения схемы и корректность представленных блоков (например, по широте-узости охвата содержания и т.д.).

  4. «Символ» – минигруппа студентов, весь пройденный материал должна отразить в символической форме. В виде одного символа. Это может быть рисунок, геометрическая фигура, знак, т.н. лейбл и т.д. В данной работе нельзя использовать надписи, буквенные обозначения и т.д. Символ может состоять из нескольких частей (желательно логически связанных друг с другом), но он должен иметь единое (объединяющее) смысловое начало и связное содержание. 

  5. «Поэты» – минигруппа студентов весь пройденный материал должна отразить в виде четверостиший (в крайнем случае – двустиший). Если у студентов не складываются рифмованные строки, то допускается (но не приветствуется) «белый» стих. Количество четверостиший не ограничено (ограничение есть только по времени подготовки, – рекомендуется от 5-10 до 15-20 минут), – важно, чтобы в четверостишиях была отражена смысловая суть изученного материала. Эффект достигается ритмизацией и смысловым повторением запоминаемого материала (т.н. мнемонические приёмы запоминания). 

  6. «Артисты» – минигруппа студентов по всему пройденному материалу должна разработать (составить) сценарий, распределить внутри своей группы роли и представить весь пройденный материал (основную суть) в виде миниспектакля. Эффект достигается элементами психодрамы и социодрамы. 

  7. «Эксперты» – минигруппа студентов содержательно комментирует выступление каждой (или – нескольких) из вышеперечисленных минигрупп (микрокоманд студентов, выполняющих одно или несколько из творческих заданий приведённых выше). Минигруппа экспертов задаёт уточняющие вопросы. В некоторых ситуациях допускается выступление данной минигруппы т.н. «прокурорами», – когда студенты этой минигруппы содержательно критикуют работу каждой из вышеперечисленных минигрупп. Эксперты осуществляют конструктивную критику, – предлагают свои варианты тезисов, понятий, схем, символов и т.д. Подразумевается, что студенты данной минигруппы (эксперты) хорошо усвоили изученный материал, могут свободно в нем ориентироваться. 

Примечание.

В зависимости от числа студентов, присутствующих на занятии, количество минигрупп может варьироваться. На подготовку каждой из минигрупп отводится от 30 до 60 минут учебного времени (в зависимости от количества выполняемых данной минигруппой заданий). Задания раздаются в начале занятия одновременно всем минигруппам. Те минируппы, которые занимаются схемой и символом, должны перенести их на доску, для всеобщего обозрения (особенно для минигруппы экспертов). Приветствуется (желательно) использование соответствующей мультимедийной техники, что позволяет эффективно отображать тезисы, понятия и т.д.

Важно! Перед проверкой выполнения заданий, преподавателю необходимо убедиться, что все минигруппы выполнили задания и могут слушать друг друга, так как в данном случае педагогический эффект от занятия многократно повышается. Это происходит в силу того, что студенты ещё раз обобщают и запоминают пройденный материал (мышление и память), задействуя зрительные, слуховые и тактильные (двигательные) каналы восприятия информации. Выступления минигрупп (участники которых самостоятельно выбирают того (тех), кто будет озвучивать сделанную ими работу – или это делает сам преподаватель) начинаются в той последовательности, в которой давались задания и в представленном заранее порядке (по предварительной договорённости). Минигруппа экспертов комментирует выступление каждой из других минигрупп. Общее время занятия, – 2–4 академических часа (в зависимости от объёма пройденного и прорабатываемого материала).