Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека

№6-1,

психологические науки

В данной статье исследуется научно-методологическое и инструментально-технологическое основание современной профориентационной психологической консультативной деятельности в контексте выявления профессиональной направленности личности.

Похожие материалы

Личность – это особое интегральное характерологическое качество человека, приобретаемое им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Одной из главных психосоциальных составляющих личности является её направленность.

Рассмотрим понятие (феномен) «направленность личности». В науке делались попытки раскрыть понятие «направленность личности» через установки, ценности, отношения личности, эмоции, мировоззрение и пр.

Направленность личности – это термин (понятие), большей частью, наших отечественных психологов, которому, начиная с С.Л. Рубинштейна, придаётся большой смысл и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Л.И. Божович, направленность личности можно определить как устойчивую устремлённость, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий (мечты), поступков человека, которая является следствием доминирования определённых (главных, ведущих) мотиваций.

Сложность понятийной и феноменологической операционализации направленности личности как психологического конструкта связана со многими социально-психологическими элементами. Во-первых, с тем, что в данном контексте речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных (скрытых от внешнего наблюдения) факторов (мотивов, потребностей). Во-вторых, с неопределённостью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов (устойчивость личностной мотивации не означает ее единственности, её монополии на детерминацию поведения и переживаний). В-третьих, с тем, что личность непосредственно не осознаёт своей направленности (скрытость от «внутреннего» наблюдения).

Понятия «личностная направленность» и «деловая направленность» введены Ф. Кюнкелем (F. Kunkel, 1934).

Л.И. Божович и М.С. Неймарк классификационно выделили в подростково-юношеской и молодёжной среде три группы по видам (формам) направленности личности: 1) лица с коллективистической направленностью; 2) лица с деловой направленностью; 3) лица с личностной направленностью; 4) лица со смешанной направленностью (или без явной направленности).

Коллективистская направленность имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по учёбе, по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности с другими людьми, хотя по своим индивидуальным качествам может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения на предмет, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Личностная направленность в труде создаётся преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек, чаще всего, бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, может игнорировать интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование индивидуально-социальной системы «человек – профессия», «внутри» которой начинается взаимодействие субъекта и объекта отношения (человека и профессиональной деятельности). При определённых условиях взаимодействия сторон данного отношения, оно приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности.

Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и её личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанное соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности её творческие возможности все полнее отражаются человеком.

Иными словами, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нём, неизбежно. Поскольку основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении её уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности.

Рассмотрим более детально условия возникновения, развития и разрешение данного противоречия. Проявление избирательно-положительного отношения человека к определенной профессии понимается как начало их взаимодействия. Как было указано, существенной особенностью этого взаимодействия является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом её предпочтения.

Относительно студентов ССУЗов и студентов ВУЗов можно выделить три уровня, три качественно своеобразные формы анализируемого несоответствия. В первом случае существует тесная связь между преобладающим мотивом выбора профессии и существенными сторонами её объективного содержания. Остальные мотивы выбора профессии при этом обычно в большей или меньшей мере дополняют, подкрепляют ведущий мотив. Несоответствие же заключается в наличии потенциальной возможности всё более полного отражения требований в мотивационной сфере личности, то есть в углублении личностного смысла выбора.

Другая качественно своеобразная форма несоответствия возникает в тех случаях, когда доминирующую роль играет мотив, побочный по отношению к объективному содержанию деятельности, причём в структуре мотивов содержатся и прямые мотивы. Так, исследования мотивов выбора педагогической профессии студентами выявляют, что в ряде случаев резервное профессиональное намерение имело в своей основе преобладание таких мотивов, как «уверенность в своей пригодности», «престиж педагогической профессии». В то же время такие прямые мотивы, как «интерес к процессу развития ребёнка», «стремление обучать детей любимому предмету», были более слабыми и не имели, поэтому определяющего значения. Основное профессиональное намерение (не связанное с учительской деятельностью) определялось у этих студентов другими мотивами. В случае же невозможности реализовать основное намерение открытыми становились указанные побочные мотивы выбора педагогической деятельности. Наличие прямых мотивов делало этот выбор внутренне оправданным, хотя он и не переживался как оптимальный вариант.

Подобные случаи определяют как частичную профессиональную направленность. Несоответствие между объективным содержанием профессии и мотивационной основой выбора имеет здесь иной характер. Требования профессии в значительно большей мере остаются внешними по отношению к личности, не входят в её мотивационную сферу так органично, как в случае преобладания прямых мотивов.

Третья форма несоответствия возникает при полном отсутствии прямых мотивов выбора профессии. Обычно это бывает тогда, когда выбор ССУЗа или ВУЗа имеет для личности смысл средства, необходимого для достижения абсолютно иной значимой цели. В этих случаях несоответствие между мотивами выбора и содержанием избранной профессии является настолько полным, а требования профессии настолько чуждыми личности, что выражение «профессиональная направленность» просто теряет смысл.

Процесс формирования профессиональной направленности студентов ССУЗов и студентов ВУЗов можно представить в виде модели (см. рисунок ниже), где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.

Как обозначено выше, потребности, увлечения и интересы студентов возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в качестве отдельной цели студента.

Формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно как и системы целей и намерений, идёт вместе с формированием потребностей. Потребность и другие соответствующие психосоциальные компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счёт более глубокого познания перспективы и трансформаций потребности в конкретные мотивы.

Изменение общественной значимости перспективы, осознание её и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, новой системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же человек в процессе деятельности не будет видеть перспективы или, например, общественно значимая работа для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы.

В процессе развития профессиональной направленности студент ССУЗа, студент ВУЗа проходит ряд ступеней.

1. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива. 2. Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности. 3. Третья ступень. Учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность, как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идёт самоутверждение личности через профессиональный труд. 4. Четвёртая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело как бы сливаются в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей в призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала, при твёрдых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности как некий общий для всех и уникальный для каждого социально-психологический феномен нельзя полностью понять, ограничившись лишь внутренним миром личности. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия ещё недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя психологическая мотивационная борьба сама по себе не может полностью изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, отражающая собою активность сознания личности, обеспечивающая приток новой информации о профессии, о её требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о профессиональных требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть её лично для себя, зависит как от содержательности и ясности информации, так и от психологической готовности личности к её усвоению. Учёт последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения. Нередко лекции и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учёта потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся.

Несомненно то, что наибольшие возможности для пробуждения описанного противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения личности непосредственно взаимодействуют с требованиями деятельности. Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, – важнейшее условие повышения уровня его профессиональной направленности. Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, в которой перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, её творческие стороны. Помним, что в основе изменения мотивационного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих потребностей, интересов, склонностей, а так же интеризационно-эктеризационный процесс развития личности.

При правильной организации преобразовательной деятельности студентов, на каждом последовательном её этапе, требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в чём-то изменённую потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие и разрешается. Показатель его разрешения – чувство удовлетворения, свидетельствующее о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности. Иногда мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы сдвигается на её средства, в связи, с чем возникают новые по содержанию мотивы. В других случаях развитие потребности обусловлено самим процессом усвоения новых форм поведения и деятельности, овладением готовыми предметами культуры.

Безусловно, что существуют и другие механизмы развития потребностей. Происходящее в процессе деятельности зарождение новых потребностей также свидетельствует о развитии профессиональной направленности. Однако этот процесс прежде всего заключается в развитии ведущей потребности от элементарных её форм ко всё более сложным: от одностороннего, или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности. Такое развитие потребности в основном содержании деятельности и обусловливает изменение её личностного смысла и, в конечном счёте, повышение уровня профессиональной направленности.

Таким образом, сложным социально-психологическим механизмом профессиональной направленности личности выступает многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества. Для адекватного развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и её личностным смыслом.

Инструментарий изучения профессиональной направленности

Эмпирически, профессиональная направленность личности выявляется посредством целого ряда апробированных, стандартизированных, валидизированных психодиагностических тестовых методик. Наиболее известными и активно используемыми в психолого-педагогической практике являются три тестовые методики:

  1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова;
  2. Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2);
  3. Методика «Опросник Йоваши».

Методика «Опросник Йоваши» – наименее распространённая и доступная из названных методик, именно поэтому мы её здесь приведём в полном объёме и проанализируем во всех деталях, осуществив сравнительный анализ с методикой ДДО Е.А. Климова.

Методика «Опросник Йоваши» применяется для оценки склонностей оптантов (специализирующихся, профессионализирующихся лиц) к разным сферам профессиональной деятельности. По этой методике, соответствующей типологии сфер профессиональной реализации человека, разработанной Л.А. Йоваши, все профессии отнесены к описанным ниже шести типам (в типологии и методике Е.А. Климова – пять типов).

  1. Сфера искусства – «человек — художественный образ» (все творческие специальности, относимые к области культуры и искусства, прежде всего – живопись, театр (смычка со сферой «человек – человек»), что полностью совпадает с типологией Е.А. Климова)).
  2. Сфера технических интересов – «человек — техника» (все технические (инженерно-технические) профессии (специальности), что тоже полностью соответствует типологии Е.А. Климова)).
  3. Сфера работы с людьми – «человек — человек» (практически все профессии, связанные с общением, практически все т.н. помогающие профессии, практически все профессии, связанные с оказанием услуг, а так же определённые производственные профессии (специальности), – что так же полностью идентично типологией Е.А. Климова)).
  4. Сфера умственного труда – склонность к умственной деятельности (по типологии Е.А. Климова наиболее близкой в данной области является сфера «человек – знак (знаковая система»), т.е. все профессии, связанные с разнообразными обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в общем, прежде всего, вся сфера «чистой» науки, а так же, например, бухгалтерия, программирование, поэзия и некоторые музыкальные специальности, – что смежно со сферой «человек – человек»)).
  5. Сфера физического труда – склонность к подвижной (физической, моторной, двигательной) деятельности (данная область отсутствует в типологии Е.А. Климова).
  6. Сфера материальных интересов – производство и потребление материальных благ (данная область отсутствует в типологии Е.А. Климова).

Укажем, что в отличие от типологии Л.А. Йоваши (Йовайши), в типологии сфер профессиональной деятельности Е.А. Климова, по нашему мнению закономерно имеет место сфера «человек – природа» (все профессии, связанные с рыбоводством, животноводством, растениеводством, речным и морским народным хозяйством, лесным хозяйством и т.д. и т.п.).

Именно в связи с такого рода аспектами, с целью получения наиболее адекватных данных, настоящие методики рекомендуется применять комплексно.

Таким образом, мы подробно проанализировали все совпадения/несовпадения типологий сфер (областей) профессиональной деятельности (профессиональных склонностей людей) Е.А. Климова и Л.А. Йоваши (Йовайши). Отметим, что обе изучаемые методики содержательно подразумевают возможность их использования не только при профориентационной работе со старшеклассникаими и студентами, но и при аналогичной деятельности со взрослыми людьми, меняющими профессию. При этом, сравнительно с методикой «ДДО» Е.А. Климова, методика «Опросник Йоваши», на наш взгляд, в большей степени содержательно позволяет применение её в профессиональном (профориентационном) консультировании лиц взрослого возраста.

Методика «Опросник Йоваши» является психодиагностическим валидизированным, стандартизированным тестом-опросником и включает в себя 30 вопросов, имеющих два варианта ответа, в связи с чем к данной методике предлагается нижеследующая инструкция.

«Вам будет предложен ряд вопросов, касающихся Ваших предпочтений и взглядов. Для каждого из них предусмотрено два варианта ответа, обозначенных буквами "А" и "Б". Внимательно прочтите вопрос и определите, какому из вариантов Вы отдаёте предпочтение. Свой выбор отразите в регистрационном бланке, поставив метку в соответствующей клеточке. Не спешите, старайтесь давать как можно более точный ответ на каждый вопрос. Время выполнения не ограничено. Не пропускайте ни одного вопроса, выбирайте только один вариант ответа на каждый вопрос».

Далее мы приведём полный текст методики «Опросник Йоваши» в виде готового к использованию вопросно-ответного бланка.

1

Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах?

А) Цвет, совершенство форм

Б) Их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)

2

Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся?

А) Дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти

Б) Мужество, смелость, выносливость

3

Что Вы считаете более необходимым?

А) Развивать службу быта, чтобы всесторонне обслуживать людей

Б) Создавать такую технику, которой люди сами могли бы пользоваться в быту

4

Какая награда Вас больше бы обрадовала?

А) За общественную деятельность

Б) За научное изобретение

5

Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание?

А) Слаженность передвижения, грациозность участников парада

Б) Внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.)

6

Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись?

А) Чем-либо практическим (ручным трудом)

Б) Общественной работой (на добровольных началах)

7

Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели?

А) Новых научных достижений в области физики, химии, биологии

Б) Новых продовольственных товаров

8

Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали?

А) Музыкальный

Б) Технический

23

Какие лекции Вы слушали бы с большим удовольствием?

А) О выдающихся художниках, музыкантах

Б) О великих полководцах, политических деятелях

24

Что Вас больше привлекает при чтении книг?

А) Яркое изображение смелости и храбрости героев

Б) Прекрасный литературный стиль

14

В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность?

А) О машине нового типа

Б) О новой научной теории

22

Вам представляется возможность совершить рабочую поездку в другую страну. В качестве кого Вы охотнее поехали бы?

А) Как известный спортсмен на международные соревнования

Б) Как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров

13

Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали?

А) О развитии науки в нашей стране

Б) О достижениях спортсменов нашей страны

26

Кто из выдающихся людей вызывает у Вас больший интерес?

А) Изобретатели, конструкторы новой техники

Б) Ученые, философы

12

Для благополучия общества более необходимы

А) Техника

Б) Правосудие

27

Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание?

А) На спорт, так как это нужно для укрепления здоровья

Б) На формирование у учащихся знаний и навыков, полезных в быту

11

Что важнее для человека?

А) Создавать себе благополучный, удобный

быт

Б) Жить без некоторых удобств, но иметь

возможность пользоваться сокровищами

искусства или создавать их

21

 

Представьте, что Вы - профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время?

А) Занятиям литературой

Б) Физическим или химическим опытам

28

Что бы Вас больше заинтересовало в печати?

А) Сообщение о состоявшейся художественной выставке

Б) Известие о прошедшем митинге в защиту прав человека

20

Если бы Вам пришлось заниматься научной работой, какого рода деятельность Вы бы предпочли?

А) Работу с книгами в библиотеке

Б) Работу на свежем воздухе в экспедиции

10

Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали?

А) Литературно-художественные

Б) Научно-популярные

15

Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла?

А) Работа, связанная с частыми передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер)

Б) Работа с машинами, мезанизмами

29

Если бы Вам представилась возможность занять один из двух постов, какой бы Вы выбрали?

А) Директора универмага

Б) Главного инженера завода

18

Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь более важное значение?

А) Физика

Б) Физическая культура

9

Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание?

А) На сплочение учительского коллектива

Б) На создание необходимых удобств для учителей

17

Что, на Ваш взгляд, более ценно в самодеятельности?

А) То, что она несет людям искусство и красоту

Б) То, что она привлекает людей к общественно полезной работе

30

Как Вы считаете, что важнее?

А) Много знать

Б) Создавать материальные блага

16

Какая из задач, стоящих перед школой, на Ваш взгляд, важнее?

А) Подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они в последующем могли помогать другим создавать материальные блага

Б) Подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага

19

Что обществу принесет больше пользы?

А) Забота о благосостоянии граждан

Б) Изучение поведения людей

25

Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение?

А) Работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники

Б) Физической культуре или другой работе, связанной сдвижением

В завершение мы приводим табличку с «ключом» для обработки результатов вышеуказанной методики Йоваши (максимальная сумма баллов по каждой шкале – 10).