История становления права на образование для осужденных в тюрьмах

№74-1,

Юридические науки

В данной статье рассматривается история становления права на образование для осужденных в тюрьмах: когда оно зародилось и каким изменениям подвергалось до нашего времени.

Похожие материалы

Проблема эффективности исправления заключенных в тюрьмах и колониях начала волновать людей уже достаточно давно. Уже в трудах таких философов и мудрецов древности как Конфуций, Сократ, Платон и Аристотель были упоминания о том, как исправить преступников.

История тюремного образования говорит о том, что уже в царской России педагоги хотели пробудить интерес к обучению у осужденных, любознательность и самостоятельное мышление. В то время в обучении использовали наглядные пособия, такие как географические карты, атласы, чертежи и приборы.

Очень часто педагогами в тюремных школах были священнослужители, которые состояли в церквях при тюрьме. Поэтому задачей образования того времени было научить читать осужденных церковные книги, которые по мнению церкви, должны были помочь раскаяться их ученикам в преступлении, то есть в совершении греха.

Первая тюрьма, обеспечивающая исполнение уголовного наказания, была построена и открыта в 1786 году в городе Филадельфии в США. После этого такие тюрьмы стали открываться и в других странах: Пентонвиль в Англии, Моабит в Германии, Кресты в Санкт-Петербурге (Зубков А.И. Уголовно–исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XX века. М.: Норма, 2014. С.405).

Во время правления Александра 1 в тюрьмах зародилась забота о социальных и нравственных нуждах заключенных. То есть, царская тюрьма не просто изолировала преступников, но также и поставила перед собой цель воспитать в них правопослушную личность. Чтобы достигнуть этой цели, был составлен целый комплекс мер воздействия, решающая роль в которых принадлежала Церкви. Священникам в тюрьмах отводилась особая роль, они осуществляли просветительскую работу, оказывая тем самым духовно-нравственное воздействие на осужденных, обучали их грамоте и Закону Божьему, посылали на богослужение, были заведующими в тюремной библиотеке.

Первая официальная школа при тюрьме в России была открыта в середине 19 века в Московском Смирительном и Рабочем доме. В программу обучения для осужденных входила азбука, арифметика, чтение церковных статей. Образование для осужденных тогда рассматривалось как составная часть их нравственного и духовного воспитания, поэтому обучали их священнослужители.

В 1879 году была проведена тюремная реформа, что ознаменовало учреждение губернских тюремных инспекций — начался новый этап становления тюремной системы образования. Первым, кто обратил внимание на проблемы образования заключенных, был И.Я. Фойницкий в своей работе «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (1889 год).

До 1879 года в школах при колониях обучалось 134 человека. Осужденных делили на разряды по их способностях и степени развития. Несовершеннолетние, которые ленились и уклонялись от обучения, исключались от школы. Уже тогда школа представляла из себя важное условие исправления осужденных в колониях и тюрьмах.

Существовавшее в 20 веке Главное тюремное управление, строя новые тюрьмы и колонии, запрашивало кредиты на школы, и рекомендовала тюремным администрациям принимать меры по обучению заключенных грамоте. В 1904 году только 20% исправительных учреждений имели при себе общеобразовательные школы.

Обязательным являлось обучение в школе несовершеннолетних заключенных. Все остальные могли обучаться по своему желанию и должны были для этого подать письменное заявление. Осужденным преподавали Закон Божий, чтение, письмо и первоначальные правила счета. В 20-30-е года 20 века главной задачей образования было подготовить политически грамотное поколение, которое впоследствии могло бы помочь своей стране идти по пути научно-технического прогресса.

В 1920 году было подписано «Положение об общих местах заключения», в котором было закреплено обязательное обучение для всех заключенных, которые еще не достигли 50 лет. В этом положении содержалось не только описание системы норм, которые регулировали учебный процесс для осужденных, но также описывалась и воспитательная работа с заключенными.

В главном управлении лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) в 1930-х годах сотрудники должны были обращаться внимание на проведение просветительской и культурной работы с заключенными:

  1. Маленький процент школьной работы состоит в том, чтобы ликвидировать неграмотность среди заключенных и подтолкнуть их к самообразованию;
  2. Уроки с заключенными, которые не обучены грамотности, нужно проводить каждый день не менее 1 часа, а с плохо знающими грамоту — не меньше 2 раз в неделю;
  3. Посещать школу обязаны все неграмотные и малограмотные, которые еще не достигли 50 лет;
  4. Помимо обычных образовательных школ в лагерях могут открывать профессионально-производственные школы, в зависимости от уклона работы в лагере;
  5. Программу школьных уроков разрабатывает учитель и заведующий культурным отделом, а утверждается она начальником лагеря.

В 1933 году в этом же Кодексе была закреплена политика воспитательной работа с осужденными, которая несла в себе также общеобразовательное обучение. Важное место в это время занимает цель подготовки грамотного общества для развивающейся промышленности и сельского хозяйства. Но помимо выработки у осужденных трудовых навыков для них также проводили мероприятия с целью повысить их интеллект и политическую грамотность с помощью общего и профессионального образования (Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография. Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2013. С.108).

Во время Великой Отечественной Войны культурную и воспитательную работу с осужденными направляли для развития их трудовой активности. Осужденных стали привлекать на строительство важных предприятий оборонного значения. В основе перевоспитания заключенных в этот период стал высокопроизводительный и общественно полезный труд.

В 1954-56 годах были приняты ряд постановлений партии и правительства, которые касались улучшения деятельности исправительных учреждений. В тюрьмах и колониях стали организовываться новые системы воспитательных мер, таких как: политинформация, различные лекции, встречи с руководящим составом городов и районов, промышленных предприятий и других руководящих органов (Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред. В.И. Селиверстова. М.: Проспект, 2013. С.201).

В 1958 году было принято «Положение об общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР». В нем говорилось, что все заключенные могут получить среднее образование в школе при колонии, и выучиться на выбранную специальность. В этот период возникло очень много общеобразовательных школ при колониях. Самыми распространенными стали вечерние школы, где нужно было учиться 8 лет, а также средние школы, открытые местными Советами депутатов трудящихся, согласованные с органами образования. Преподаватели в это время придерживались принципа воспитывающего характера обучения.

В период этого времени сильно увеличивается число средних школ и учебно-консультационных пунктов. В 1969 году в «Основах исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик» статьей 7 официально признали, что общеобразовательное обучение заключенных является одним из важных средств их перевоспитания и исправления.

13 августа 1981 года Указ Президиума Верховного Совета СССР утвердил, что осужденные, которые относятся к числу молодежи, должны получить в обязательном порядке среднее образование, а осужденные, которые не достигли еще 40 лет, должны в обязательном порядке получить общеобразовательное восьмилетнее обучение. Переход на всеобщее обязательное среднее образование в колониях и тюрьмах усилил значение воспитательного смысла обучения.

Окончательно обязательное получение общего образования заключенными в тюрьмах, которые еще не имеют образования и им нет 30 лет, закрепили в 1994 году Постановление «Об учреждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении» 1994 года и новый УИК РФ 1997 года.

Таким образом, можно прийти к выводу, что на разных этапах нашей истории общеобразовательные школы при колониях и тюрьмах выполняли те необходимые задачи, которые соответствовали тому времени и тем существующим учреждениям и законам.

Список литературы

  1. Бутенко Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект: монография // Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та. - 2013. – 380 с.
  2. Гаманенко Л.И., Кузнецов В.И. Профессиональное образование в местах лишения свободы как средство ресоциализации осужденных и их социальной адаптации после освобождения // Вестник Пермского университета. 2015. №2. С.125-132.
  3. Зубков А.И. Уголовно–исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XX века // М.: Норма. - 2014. – 530 с.
  4. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред. В.И. Селиверстова // М.: Проспект. - 2013. – 290 с.