Особенности инновационной деятельности высших учебных заведений в России

№85-1,

Юридические науки

В данной статье рассматриваются особенности инновационной деятельности высших учебных заведений в России..

Похожие материалы

В настоящее время во всем мире активное развитие государства зависит от его возможности вводить и исследовать прогрессивные технологические процессы, новые рынки, формировать новые знания и человеческий капитал. В особенности это важно для России. В условиях глобализации нельзя осуществить «научный, технологический, информационный прорыв» и при этом остаться в стороне от происходящих процессов.

Под инновацией определяется нововведение, обладающее значительной эффективностью. Инновация понимается как итог умственной деятельности человека, который заключается либо в виде новых, либо измененных прежних необходимых объектов. Инновации характеризуются введением на рынок новых «товаров» интеллектуальной деятельности, которые обладают наиболее высоким научно-экономическим потенциалом. Иными словами, инновация — это не любая новизна, а только та, которая максимально увеличивает продуктивность действующей системы. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

Результатом инновации являются новые идеи, новая, либо модернизированная продукция, результаты же инновационной работы проявляются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть не в овеществлённой форме (например, «ноу-хау»). Типами защиты таких продуктов могут быть патенты, авторское право и товарный знак.

Рассматривая правовое регулирование инновационной деятельности в целом, важно отметить, что сейчас в России нет какого-либо общего нормативного правового акта, который регулирует инновационную деятельность. Но мы можем выделить следующие источники:

  1. Правовые акты об интеллектуальной собственности (в состав можно включить законы, регламентирующие последовательность оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности — изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права);
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности — это документы декларированного характера;
  4. Законодательство о науке и научно-технической деятельности;
  5. Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов.

Но, к сожалению, имеющаяся законодательная база не в полной мере регулирует инновационную деятельность, а разобщенность нормативных актов и их неполнота определяют недостаточную совокупность специальных актов. Иными словами, в России уже давно существует необходимость в принятии интегрированного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не список положений словесного характера, а реализовывал в себе целостную систему норм права.

Итак, перейдем к инновационной деятельности ВУЗа.

Инновационная способность вуза — это его возможность создавать новые знания; вести научные разработки; организовать производство; осуществлять инновационное опережающее обучение студентов.

Инновационная деятельность ВУЗа включает в себя не только процесс создания и освоения новых знаний, но и деятельную поддержку и управление этой деятельностью (оказание информационных, маркетинговых, консультационных и иных услуг), а также инвестиционную деятельность в части, относящейся к инновационному процессу. Успешная инновационная деятельность ВУЗа — результат слаженной работы инновационной инфраструктуры, обеспечивающей постепенную реализацию этапов инновационного цикла по созданию и продвижению новых продуктов и технологий на рынок.

На сегодняшний день в РФ совершается интенсивное новаторское формирование университетских комплексов, включающих полную концепцию инновационно-технологических единиц, непосредственно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность высшего учебного заведения направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для увеличения и обновления номенклатуры и усовершенствования свойств товаров и услуг, совершенствованием технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективным внедрением на внутреннем и зарубежном рынках. Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. замедлил развитие инновационной системы. В целях восстановления разработаны целевые федеральные программы посткризисной ситуации в стране и ускорение перехода к инновационному развитию. Эти программы предусматривают комплекс мероприятий, направленных на формирование компетенций инновационной деятельности, совершенствование форм и масштабов программ подготовки и переподготовки кадров.

Инновационная деятельность вуза подразумевает общую совокупность координационных, академических, научно-технических, экономических событий, что, в собственности, и приводит к новаторским итогам.

В современных условиях результативность инновационной деятельности вуза оказывает большое воздействие на его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и технологий.

Инновационная деятельность ВУЗов сконцентрирована на выполнении определенных вопросов:

  • формирование и усовершенствование государственной и региональной инновационной системы;
  • действенное и рациональное применение интеллектуальных ресурсов ВУЗа, формирование стабильного интеллектуального потенциала, способного инициировать и осуществлять новаторские планы разной трудности и ориентированности;
  • коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;
  • увеличение диапазона рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других стран;
  • повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка грамотных сотрудников в сфере малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день основным для отнесения ВУЗа к инновационному является то, что система образования в таком вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике:

  • В учебном плане вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях;
  • Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

Российские университеты входят в число лучших европейских университетов. Они всемирно известны своими инновациями в современных технологиях и образовательных разработках. Но, все же, очевидно, что российские вузы в настоящее время не могут выступать в качестве флагманской модели для развития инновационной экономики, так как в развитии инновационной деятельности вузов в РФ имеется значительное количество «недочетов». К примеру, необходимость перехода России к экономике знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций требует трансформации системы высшего образования и формирования предпринимательских университетов. Анализ российской системы высшего образования показал, что развитие университетов противоречит мировым образовательным тенденциям и социально-экономическим приоритетам России. Высокая эффективность кластерной политики в ведущих странах мира привела к продвижению инициатив по инновационному развитию региональных кластеров в регионе. Наличие сильного вуза как «якоря» усиливает влияние инновационных факторов на социально-экономическое развитие регионов. Формирование инновационных кластеров в регионах России требует появления «сильных» университетов, которые занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями, тесно сотрудничают с отраслью и внедряют знания в практику.

Таким образом, в настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых в одно и то же время осуществляются следующие три типа процессов: создание студентами действенных проектов в различных секторах экономики, проведение исследований фундаментального и прикладного характера и использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Список литературы

  1. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. – М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012 – 72 с.
  2. Милова Ю. Ю. Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 25-27. – URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4991/