Механизм обеспечения экономической безопасности региона

№75-2,

экономические науки

В данной статье рассмотрен механизм обеспечения экономической безопасности на примере региона.

Похожие материалы

В основе механизма обеспечения экономической безопасности региона лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов[3].

Для обеспечения безопасности региона государство с помощью региональной политики призвано выполнять следующие основные задачи:

  • сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции;
  • повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;
  • расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капитала путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и другое;
  • преодоление общего кризиса и реформирование экономики;
  • преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и другое.

Для предотвращения угроз необходимо создание системы безопасности.

Формирование системы экономической безопасности региона включает следующие семь блоков:

  1. концепция экономической безопасности;
  2. региональные интересы в сфере экономики;
  3. показатели экономической безопасности;
  4. пороговые значения экономической безопасности;
  5. угрозы в сфере экономики региона;
  6. организация экономической безопасности;
  7. правовое и организационное обеспечение экономической безопасности [1].

Также в регионе необходима организация региональных контактов аппарата Совета безопасности с представителями Президента РФ в субъектах Федерации. Любой нормативный акт или документ, принятый законодательной или исполнительной властью субъекта Федерации, должен быть отменен решением Конституционного суда РФ либо Правительства РФ, если он отрицательно влияет на экономическую безопасность страны.

Основные меры обеспечения экономической безопасности приведены в таблице 1.

Таблица 1. Меры обеспечения экономической безопасности регионов

Основные меры

Уровень управления

Общефедеральный

Региональный

Информационно-аналитические

1.Мониторинг уязвимости экономических интересов

Мониторинг угроз экономическим интересам Российской Федерации

Мониторинг уровней социально- экономического развития регионов (субъектов РФ)

2. Текущая и прогностическая оценки экономического развития

Система показателей оценки экономического развития Российской Федерации

Система показателей оценки экономического развития региона (субъекта РФ)

Меры регулятивного воздействия

Совершенствование нормативной правовой базы и проведение институциональных преобразований

Принятие федеральных законов, кодексов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и др.

Принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в пределах компетенции

2. Устранение кризисных тенденций

В стране в целом, в отдельных отраслях, регионах

В регионе, городах, на предприятиях в пределах компетенции

Меры прямого характера

1. Программы выхода из кризиса

Российской Федерации

Региона (субъекта РФ

2. Государственное регулирование регионального развития

Разработка и реализация целевых программ социально- экономического развития регионов

Участие в реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и привлечении внебюджетных средств

3. Противодействие носителям угроз интересам страны

Совершенствование финансовой системы, лоббирование интересов отечественного производителя на международном рынке, выравнивание на уровне максимума степени регионального экономического развития

Повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности управления регионом (Субъектом РФ)

Результаты функционирования механизма проявятся в следующем:

  • создание единой информационной базы данных (системы индикаторов);
  • определение основных угроз и разработка мер по их устранению;
  • координация и методическое руководство деятельностью администраций городов и районов, государственных предприятий и учреждений региона, общественных организаций по вопросам, антикризисного управления;
  • внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;
  • выработка единых стандартов и методов антикризисного управления;
  • разработка программ развития проблемных территорий региона[2].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной валютной, курсовой, денежно-кредитной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; развитие перспективных технологий общего, и специального назначения.

Список литературы

  1. Экономическая безопасность организации (предприятия): учебное пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, И.Е. Илякова. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 304 с.;
  2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: Учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015-200с.;
  3. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб.пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — М.: ИНФРА-М, 2017-413с.