Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия (на примере АО «Югорская региональная электросетевая компания» (АО «ЮРЭСК»)

№68-1,

экономические науки

В данной статье представлен факторный анализ предприятия (на примере АО «Югорская региональная электросетевая компания» (АО «ЮРЭСК»), выявлены недостатки, сделаны выводы.

Похожие материалы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что являясь источником производственного и социального развития, прибыль, как финансовый результат деятельности предприятия занимает ведущее место в обеспечении их самофинансирования, возможности которого во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.

Компания ориентирована на создание максимально благоприятных условий для развития экономического и социального секторов региона за счет обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей, опережающего расширения инфраструктуры для своевременного технологического присоединения новых абонентов по экономически обоснованным тарифам. В таблице 1 представлен факторный анализ прибыли от продаж за период 2015-2016гг.

Таблица 1. Факторный анализ прибыли от продаж АО «ЮРЭСК» за 2015-2016 годы

Факторы

Условное обозначение

2015 год

тыс. руб.

2016 год по ценам, тарифам, ставкам 2015 года, тыс. руб.

2016 год

тыс. руб.

1. Выручка от продаж

N

3 029 675

3 215 845

3 466 681

2. Себестоимость проданной продукции и товаров

Sпрод

2 850 830

2 973 360

2 991 497

3. Коммерческие расходы

Sком

0

0

0

4. Управленческие расходы

Sупр

0

0

0

5. Прибыль (убыток) от продаж

PN

178 845

242 486

475 184

По данным экономической службы АО «ЮРЭСК» в целом по предприятию рост цен на продукцию в 2016 году относительно 2015 года составил 7,8%; в то время как рост себестоимости составил 0,67%. [3]

Для расчета влияния факторов на прибыль от продаж был использован метод цепных подстановок.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. [1]

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет: Iрп =3 466 681/3 029 675=1,144

Если бы значения остальных факторных показателей не изменились, то сумма прибыли должна была бы увеличиться также на 1,144% и составить +204642 тыс. руб. (178 845* 1,144).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

П1 усл.= 3 215 845-2 973 360=+242 486 тыс. руб.

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

П1 усл.= 3 466 681-2 973 360=+493321 тыс. руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 2. [2]

Таблица 2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж продукции в целом по предприятию

Показатель

прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс. руб.

Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

В00

178845

Пусл1

t1

t0

t0

t0

П0*Iрп

204641,94

Пусл2

t1

t1

t0

t0

Вуслусл

242485,58

Пусл3

t1

t1

t1

t0

В1усл

493321,49

П1

t1

t1

t1

t1

В11

475184

По данным табл. 2 можно установить изменение прибыли за счет каждого фактора:

  • объема реализации продукции: DПVрп = Пусл1 — П0 = 204641,94– 178845=+ 25796,94 тыс. руб.;
  • структуры реализованной продукции: DП стр = Пусл2 — Пусл1 = 242485,58– 204641,94= 37843,64 тыс. руб.;
  • отпускных цен: DП ц = Пусл3 – Пусл2 =493321,49– 242485,58= + 250835,92 тыс. руб.;
  • себестоимости реализованной продукции: DП с = П1 – Пусл3 =475184 — 493321,49= — 18137,49 тыс. руб.;

Таким образом, результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением выручки от реализации электроэнергии. Росту суммы прибыли на 37843,64 тыс. руб. способствовали также изменения в объеме реализованной продукции. Снижение прибыли на 18137,49 тыс. руб. обусловлено повышением себестоимости продукции.

Список литературы

  1. Экономический анализ: учебное пособие - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 179 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат)
  2. Анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017.
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Савицкая Г.В., - 6-е изд., испр. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.