Валеология и экологическое образование учащихся лицейных классов

№77-1,

педагогические науки

Статья посвящена введению школьников и студентов в вопрос здорового образа жизни и решению данной проблемы. Описано влияние физической деятельности на учащихся во время учебного года.

Похожие материалы

Физическая культура — представляет часть культуры общества. В процессе развития физической культуры создаются специфические научные материально-технические ценности, выражающиеся в накоплении знаний о физических возможностях человека. Одной из ключевых проблем человечества сегодня является противоречие между потребностью социально-экономического развития государства и сохранения среды обитания людей. Основными причинами большинства недугов является неправильное поведение самого человека, его слабая подготовка, низкая культура в вопросах здорового образа жизни. Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья подрастающего поколения, настоятельно требует создание единого комплекса системы, их обучения основам безопасности жизнедеятельности и правилам валеологии, учитывающим закономерности развития личности в условиях реальной окружающей среды, формирующей бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Единая система безопасности жизнедеятельности решает две взаимосвязанные проблемы — дает информацию о факторах риска для здоровья человека: неблагоприятный климат, загрязненная окружающая среда, ухудшение социально-экономических условий жизни, неправильный образ жизни, в том числе вредные привычки (алкоголизм, курение, наркотики) и формирует правила безопасного поведения, привычки здорового образа жизни. Таким образом, здоровье во многом зависит от факторов окружающей среды. Обеспечить путь к здоровью человека через его образование и призвана валеология — наука о здоровом образе жизни, обеспечивающем духовное, физическое и социальное благополучие человека в реальной окружающей среде.

Интенсивность учебного процесса доводит учащихся до естественного предела (перегрузка как угроза здоровью и их развитию). Переключение с одного вида деятельности на другой способствует повышению продуктивности последующих учебных работ. На основе валеологического образования по физвоспитанию была разработана комплексная программа для лицейных классов, которая включает:

  1. Оценку физического состояния школьников и студентов в начале учебного года, в середине каждого семестра (разгар учебной нагрузки) и в конце учебного года. Результаты наблюдений позволяют корректировать объем физической нагрузки, также дают возможность индивидуального подхода к занятию со школьниками;
  2. В зависимости от возрастных особенностей проводятся теоретические и практические занятия, направленные на изучение собственного организма, его особенностей. Для таких занятий используются не только возможности кафедры, но и арендуются легкоатлетический манеж (упражнения на тренажерах), плавательный бассейн (игры на воде), а также комплекс занятий проводится на базе профилактория университета (гипноз, аутотренинг, массаж, самомассаж, для девочек — дневной, вечерний макияж, уход за кожей лица и тела).

Педагогические наблюдения и серии тестов позволяют оценить состояние физического развития, рост физических показателей и влияние его на здоровье, характер успеваемости школьников лицейных классов. Наблюдения за их физическими показателями приводят к выводу, что при комплексном подходе к занятиям по физическому воспитанию улучшаются:

  1. Физические показатели;
  2. Психо-эмоциональное состояние;
  3. Здоровье, увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям внешней среды

В дальнейшем исследования продолжаются с группой лицеистов (около 30 человек), поступивших в СибГУ.

Список литературы

  1. Бахтин Ю. К. Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 36-42. — URL
  2. Виноградова Н. В., Сайфуллин А. А. Экология и здоровье человека // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 41-43. — URL
  3. Серебрянская О. Д., Забелин К. А. Определение нагрузок на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 993-994. — URL
  4. Зотин В.В.,Антоненко М.Н., Озорнина О.А. Физическая культура и здоровьесберегающая деятельность студентов в вузе//сб.тр.международной науч.практ.конф."Педагогика и психология:перспективы развития". - Чебоксары,2017. - С.119-121