Настольный теннис в формировании здорового образа жизни среди студенческой молодежи

№77-1,

педагогические науки

Данная статья посвящена изучению таких актуальных вопросов как формирование здорового образа жизни и сохранению здоровья у студентов, посредством занятий настольным теннисом. В работе рассматривается тема привлечения студентов СибГУ к занятиям настольным теннисом для поддержания и улучшения здоровья.

Похожие материалы

В Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (СибГУ им. М.Ф. Решетнева) настольный теннис относится к числу наиболее популярных спортивных игр. Простота инвентаря, пригодность для занятий даже небольшого помещения, большая эмоциональность занятий привлекает к этому виду спорта разнообразный контингент студентов университета, что делает настольный теннис одним из самых доступных видов спорта для систематических занятий физической культурой. В университете работает спортивная секция по настольному теннису. Традиционно проводятся командные, личные соревнования среди учебных групп, институтов, отборочные турниры для комплектования сборной команды университета для участия в Краевой универсиаде по данному виду спорта. СибГУ занимает стабильно призовое место. Теннисисты СибГУ играют в лигах города, края. Проводятся соревнования внутри университета среди профессорско-преподавательского состава, в которых принимают участие все институты.

Настольный теннис развивает координацию движений, ловкость, гибкость, быстроту, скорость реакции, эмоциональную устойчивость — все эти качества формируются в процессе учебных и секционных занятий со студентами по настольному теннису.

Однако настольный теннис совершенствует не только быстроту реакции, но и способствует развитию оперативного мышления (ведь надо быстро подумать и принять решение), а также всех видов внимания. Нередко, эти качества помогают теннисистам в различных в экстремальных ситуациях. Тот, кто играет в настольный теннис, приобретает навыки, необходимые не только в спорте. Для того чтобы получить наслаждение и удовлетворение от игры, следует подумать не только о физических, но и о психологических факторов, о тех тонкостях игры, которые вы создаете сознательно или подсознательно.

На начальном этапе обучения, наряду с общефизической подготовкой, идет изучение хватки ракетки, игровой стойки и основных видов перемещений, основных технических приемов, элементов тактики. В дальнейшем главным содержанием занятий становится доведение технических приемов до автоматизма. В этот же период идет овладение сложными техническими приемами, наряду с общефизической и специальной подготовкой.

Занятие должно состоять из трёх частей: подготовительной (разминки), основной и заключительной, каждая из которых имеет свои задачи.

Задачей подготовительной части занятия является подготовка всех функций организма.

Во время разминки мышцы разогреваются, повышается быстрота их сокращений, снижается опасность травмирования. Обычно разминку проводят в виде комплекса упражнений, которые начинают с разогревающих и дыхательных упражнений — различные виды ходьбы, бега, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног — наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза и т.д.

В комплекс рекомендуется включать так же упражнения, имитирующие технику ударов и передвижений в отдельности или в сочетании. В разминочном комплексе используются 10 — 15 упражнений, каждое упражнение нужно проделывать 5 — 10 раз.

В основной части занятия выполняются главные задачи, стоящие перед занимающимися — повысить физическую и специальную подготовленность техники и тактики игры, совершенствовать специальные качества силы, быстроты, выносливости и ловкости, воспитание волевых и бойцовских качеств. Изучение новых элементов техники требует значительных нервных затрат, поэтому и применять их целесообразно в начале основной части урока, когда восприятие материала выше. Если в основной части занятия планируется комплексное воспитание разных физических качеств, то планировать их необходимо в таком порядке: сначала выполняются упражнения на скорость, потом на силу, в конце — на выносливость. Также, с точки зрения физиологии, последовательность упражнений в основной части урока должна распределяться таким образом:

  1. Формирование технических навыков.
  2. Развитие физических качеств скорости, ловкости, гибкости и силы.
  3. Развитие выносливости.

При решении задач технико-тактического характера, в основной части необходимо, сначала, отдавать предпочтение технике, потом — тактике. Для создания более эмоционального фона основной части занятия, целесообразно использовать методы соревнования и игровые методы. Продолжительность данной части занятия составляет 40–50 мин.

В заключительной части занятия происходит постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние близкое к норме. Для этих целей полезно применение легко дозируемых, простых упражнений, таких как медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление и т. п. Продолжительность данной части занятия 5–7 минут.

В конце занятия нужно выстроить группу, подвести итоги занятий, дать оценку выполненной работе, сообщить домашнее задание.

Настольный теннис — это не только развлекательная игра, но и большой труд, а также испытание и воспитание волевых качеств. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые так необходимы для работы и в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Барчукова Г.В. Настольный теннис. - М.: ФиС, 1990. - 174 с.
  2. Зотин В.В., Пономарев В.В. Методика ускоренного обучения игре в настольный теннис студенток в процессе физического воспитания в вузе// Физическая культура: воспитание,образование,тренировка". - 2017. - №6. - С.7-8
  3. Зотин В.В.,Ратькина Л.Г. Настольный теннис как средство физкультурно-оздоровительной деятельности студентов// сб.тр.всеросс.науч.практ.конф. "Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта". - Москва,2017. - С.75-78.