Оздоровительная эластическая гимнастика как средство формирования здоровья у молодежи

№92-1,

педагогические науки

В статье рассмотрена возможность внедрения в учебный процесс наряду с существующими методиками, оздоровительной эластической гимнастики, разработанной специально для девочек старшего школьного возраста и студенток среднего и высшего образования .

Похожие материалы

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании здоровья человека. В школах, колледжах,техникумах и вузах отмечается низкий уровень духовно-гармоничного развития учащихся и студентов при высоком проценте их заболеваемости. Это все связано как с перегруженностью учебных программ, так и с нарушением гигиенических норм режима дня, учебного процесса. Занятия физической культурой не решают всего дефицита двигательной активности, так же как и регулярные занятия спортом. Данная физкультурно-двигательная деятельность позволяет привлекать и охватывать только определенную часть учащейся молодежи, оставляя в стороне остальную часть, имеющую в целом или частично отклонения в медицинских показателях здоровья.

Возможности физической культуры и спорта в формировании здорового и духовно богатого молодого поколения, используются с явной недостаточностью и эффективностью. Безусловно, чем шире диапазон используемых средств и упражнений, тем ярче проявляется их стимулирующее влияние на физическое развитие юношей и девушек. Поэтому закономерно, что в образовательных учреждениях активно внедряются новые оздоровительные технологии физической культуры в виде: ритмической гимнастики, аэробики, степа, фитбола, женской атлетической гимнастики, шейпинга. А традиционные занятия физической культурой в школах, системе среднего и высшего образования, становятся для старшеклассниц и студенток, все более рутинными и немодными.

В этой связи, одним из актуальных решений данного вопроса представляется изучение и внедрение в учебный процесс наряду с существующими методиками, оздоровительной эластической гимнастики, разработанной специально для девочек старшего школьного возраста и студенток среднего и высшего образования .

Оздоровительная эластическая гимнастикапредставляет собой новый вид гимнастики, который входит в группу оздоровительных видов, наряду с основной, гигиенической, атлетической, женской и ритмической гимнастиками.

Коротко остановимся на известных видах. Основная гимнастика является учебным предметом в школе, так как по своему содержанию и направленности соответствует задачам физического воспитания учащихся. Гигиеническая гимнастика является самым массовым видом занятий с многообразными вариациями физических упражнений. Атлетическая гимнастика разработана специально для подростков и юношей. Она обеспечивает гармоничное развитие мышц всего тела, формирование правильной осанки, развитие силы, гибкости, ловкости. Женская гимнастика включает элементы танца, художественной гимнастики. Ритмическая гимнастика характеризуется комплексами общеразвивающих упражнений, выполняемых сериями, без длительных пауз между ними, в сопровождении современной, в основном темповой музыки.

Все перечисленные виды оздоровительных гимнастик имеют основным своим содержанием гимнастические упражнения, составляющие основу и стоящие на первом месте среди многочисленных средств, применяемых для оздоровления и повышения работоспособности, продолжения жизни и активной творческой деятельности.

Оздоровительная эластическая гимнастика — это новый нетрадиционный подход в физкультурно-оздоровительном блоке, включающий в себя последовательную систему упражнений, составленных из специальных стрейчинговых комплексов. Каждый комплекс упражнений разделен на различные подготовительные уровни, на каждом из которых предъявляются определенные требования к физической, координационной и технической подготовке тренируемого или обучаемого человека. Спецификой оздоровительной эластической гимнастикой является принцип пружинистых движений при расслабленных, но активно вытянутых во время исполнения упражнений мышц. Большая часть упражнений основного комплекса выполняется в гимнастическом зале, при положении тела — лежа и сидя. Различные комплексы оздоровительной эластической гимнастики различаются по видам сложности выполняемых упражнений. Главные задачи оздоровительной эластической гимнастики:

  • гармоничное развитие всех органов и систем, повышение жизнедеятельности и работоспособности;
  • снятие психоэмоциональной напряженности (дистрессорное действие);
  • развитие физических качеств, присущих, прежде всего, женскому организму (гибкость, пластичность, выносливость, координация движений, осанка);
  • формирование и развитие этических качеств, требовательности к внешнему виду, походке, одежде, культуре общения.

Поставленные задачи решаются с помощью группового способа организации занятий по оздоровительной эластической гимнастике, в специально оборудованном и оснащенном видео-аудиоаппаратурой гимнастическом зале. Использование аудиовизуального изображения при исполнении упражнения имеет ряд преимуществ:

  • освобождает педагога от демонстрации упражнения, что дает возможность исправлять ошибки, не останавливая урок;
  • сохраняет последовательность исполнения упражнений согласно программе;
  • исключает импровизацию;
  • регулирует продолжительность нагрузок;
  • специальное музыкальное оформление задает ритм, повышает настроение и интерес к занятиям;
  • использование микрофона педагогом:
    а) повышает качество речевого воздействия на обучающихся;
    б) является средством профилактики профессиональных заболеваний преподавателей — фарингита, ларингита и др.;
    в) дает возможность увеличить громкость звучания музыки. Музыка выполняет функцию психоэмоционального расслабления, релаксации, профилактики стресса.

Только грамотное и правильное выполнение правил оздоровительной гимнастики обеспечивает максимальный и ощутимый эффект:

  1. Начинать с упражнения для крупной мышечной группы, чтобы быстрее повысить концентрацию гормонов в крови.
  2. Чередовать упражнения для крупных мышц с упражнениями для относительно мелких групп.
  3. Необходимо создать условия для прохождения биохимических процессов в утомленных мышцах без посторонней активной помощи.
  4. Не допускать увеличение частоты сердечных сокращений выше аэробного порога, пульс в момент работы над комплексом должен составлять 90-120 уд/мин.
  5. Не допускать задержки дыхания, учитывая, что при сокращении мышц нужно делать выдох, при удлинении — вдох. Соблюдение этого правила обеспечивает минимальное увеличение систолического артериального давления крови, облегчает работу сердца и сердечно-сосудистой системы, минимизирует провокацию инфаркта или инсульта (при положении стоя в нижних конечностях скапливается от 0,8 до 1,2 литров крови).
  6. 80% практически здоровых людей имеют признаки повреждения позвоночника(остеохондроз, сколиоз), поэтому нежелательно:
    • выполнять маховые движения конечностями с большой амплитудой и интенсивностью без предварительной подготовки (разминки);
  7. Движения должны быть мягкими, пластичными и волнообразными.
  8. Интервал между кругами заполняется дыхательными упражнениями из арсенала йоги, ци-гун или танцами.

Список литературы

  1. Гимнастика : учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на Дону : Феникс, 2009. — 320 с.
  2. Зотин В.В.Гимнастика и ее основные виды/Мельничук А.А., Сагатаева А.А.//Аллея науки. - 2018. - №5 (21). - С.979-981
  3. Зотин В.В. Внедрение современных направлений в процесс занятий физической культурой в высших учебных заведениях//Аллея науки - 2018. - №1(17). - Т.1. - С.790-793
  4. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе : учебник для вузов / П. К. Петров. - М.; Владос. -2003. - 448 с.
  5. Пилатес — управление телом / Л. Робинсон [и др.]; пер.: П. А. Самсонов. Минск: Попурри, 2009. 272 с.: цв. ил.