Совершенствование образовательного процесса путем применения современных компьютерных программ

NovaInfo 78, с.246-249, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В современном обществе подготовка специалистов, эффективно владеющих информационными технологиями и отвечающих всем требованиям государственных образовательных стандартов последнего поколения, является актуальной задачей. Применение информационных технологий способствует развитию творческой активности, самостоятельности и интеллектуальной составляющей специалистов. Одной из современных компьютерных программ, применяемых при обучении специалистов МЧС России является Mathcad.

Ключевые слова

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА, АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Текст научной работы

В современном обществе подготовка специалистов, эффективно владеющих информационными технологиями и отвечающих всем требованиям государственных образовательных стандартов последнего поколения, является актуальной задачей. Применение информационных технологий способствует развитию творческой активности, самостоятельности и интеллектуальной составляющей специалистов. Одной из современных компьютерных программ, применяемых при обучении специалистов МЧС России является Mathcad.

Применение программы Mathcad при подготовке специалистов создает благоприятные условия для развития математических и творческих способностей обучающихся, подготовки их к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, создание устойчивого интереса. Данная программа позволяет выполнять на компьютере разнообразные математические и технические расчеты, имеет простой в освоении и в работе графический интерфейс и предоставляет обучающимся инструменты для работы с формулами, числами, графиками и текстами.

Один из основных компонентов учебного процесса в высшем учебном заведении является обязательный контроль качества обучения. Контроль позволяет оценить уровень знаний обучающихся. Одним из приоритетных методов контроля успеваемости, является тестовый контроль, который возник в результате поиска объективных методов проверки знаний и более дифференцированной оценочной шкалы.

Тест (проба, испытание) — это стандартизованное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тестовый контроль способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.

Интерактивная деятельность на практических занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Так как активизация образовательного процесса заключается в поиске, разработке и апробации активных методов и форм обучения, следовательно преподавателям кафедр необходимо разработать и решать следующие проблемы образовательного процесса:

  • формирование исследовательских умений обучающихся в процессе самостоятельной работы (организация различных форм самостоятельной работы, способствующих вовлечению обучающихся в НИР; разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность самостоятельной работы: методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы, выделяющие общие приемы рациональной самостоятельной работы, проводимой как учебное исследование; контрольные вопросы по теории исследовательской деятельности; система задач и исследовательских заданий для самостоятельной работы обучающихся; создание информационной обучающей среды);
  • адаптация обучающихся младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе;
  • разработка разнообразных средств обучения, повышающих эффективность образовательного процесса и создание учебных модулей для лабораторного практикума и заданий для самостоятельной работы;
  • использование проблемных методов изложения материала (эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, мозговой штурм).

Данная программа оптимально подходит для выполнения проектных задач. Очень часто проектирование включает в себя рассмотрение большого числа вопросов, которые необходимо рассматривать одновременно.

Например, при проектировании передаточных механизмов, выбор материала влияет на их основные параметры. Список возможных материалов состоит из большого количества наименований. При этом каждый материал может проходить несколько видов термообработки, а термообработка, как известно, значительно влияет на свойства материала, и как следствие на критерии работоспособности. Таким образом, для принятия правильного решения и выбора окончательного варианта, обучающемуся необходимо провести ряд расчетов, что занимает достаточно много времени. Для сокращения времени расчета и возможности учета всех параметров целесообразно использовать программу Mathcad.

При проведении расчетов в программе Mathcad, обучающиеся могут многократно изменять термообработку материала (и как следствие его твердость), сам материал и наблюдать за изменением геометрических параметров передаточных механизмов акцентируя на этом особое внимание, не затрачивая время на проведение самих расчетов. Это дает возможность, при обработке результатов, выбрать оптимальный материал для изготовления передаточного механизма отвечающего всем необходимым критериям работоспособности за короткий промежуток времени.

Кроме получения, в процессе расчета, каких либо числовых значений, используя программу Mathcad, обучающиеся имеют возможность получать результаты сравнительных исследований в виде диаграмм, что позволяет наглядно и наиболее точно сконструировать элементы механизмов аварийно-спасательных и пожарных машин.

Применение программы Mathcad позволяет активизировать и систематизировать самостоятельную и творческую работу обучающихся, которая является наиболее важной составляющей их познавательно-профессиональной деятельности и сопровождается активной мыслительной деятельностью и творческой активностью.

Читайте также

Список литературы

  1. Головизнин А.В. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в вузах, основные проблемы и задачи развития // Российское предпринимательство. № 4. 2007.
  2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей профессиональной педагогики: учеб. пособие / под общ. ред. профессора Г.П. Скамницкой. М.: Гардарики, 2005. 382 с.
  3. Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. № 5. 2001.
  4. Применение системы Mathcad в курсовом проектировании по теории механизмов и машин : учеб. пособие / О.В. Егорова, Д.И. Леонов, И.В. Леонов, Б.И. Павлов ; под ред.И.В. Леонова. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 49 с.
  5. Ульев Д.А. и др. Методические рекомендации к выполнению курсового проекта по дисциплине «Механика». Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2010. – 117 с.

Цитировать

Легкова, И.А. Совершенствование образовательного процесса путем применения современных компьютерных программ / И.А. Легкова, С.А. Никитина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 78. — С. 246-249. — URL: https://novainfo.ru/article/14722 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться