Тестовые технологии в преподавании технических дисциплин

№78-1,

Педагогические науки

В статье рассматриваются различные виды тестовых технологий и их применимость к оценке освоения обучающимися технических дисциплин, в частности, дисциплины «Механика». Показана согласованность результатов тестирований с оценками, полученными на зачете.

Похожие материалы

Сегодня в связи с внедрением четырех и шестилетнего образования — бакалавриат и магистратура, претерпевают изменение содержание, структура дисциплин, методики их преподавания, где большая роль в решении поставленных задач придается тестовой системе оценки знаний.

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов).

Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Обучаемый, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. При тестировании работают лишь моторные функции памяти, творческий потенциал обучающегося не раскрывается. Зачастую обучающийся не вникает в смысл задания, указывая в качестве ответа то, что он это слышал ранее.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Критериально-ориентированный тест представляет собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть курсанты и слушатели в результате определенного курса обучения. При этом указанный объем называется областью содержания этого теста. С ней и соотносятся учебные достижения отдельных обучающихся, чтобы определить, какую долю учебного материала они усвоили, задачи какого уровня сложности могут решать.

Можно выделить как достоинства, так и недостатки тестовой системы оценки знаний.

К достоинствам следует отнести:

  • большую объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося, повышение мотивации обучения;
  • исключение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и другие характеристики конкретного преподавателя;
  • ориентированность на использование компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;
  • универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает лектору скорректировать курс. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В отличие от традиционных методов контроля, где используется 5-балльная шкала, результаты тестирования благодаря особой организации могут быть представлены в более дифференцированном виде, содержащем множество градаций оценки, а благодаря стандартизированной форме оценки педагогические тесты позволяют соотнести уровень достижений обучающихся по дисциплине в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в группе или любой другой выборке испытуемых. Тестирование обладает более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля. Обработка результатов тестирования с использованием специальных «ключей» для теста производится намного быстрее, чем, например, проверка письменной контрольной работы.

Отметим специфические недостатки, присущие данному методу оценки знаний:

  • создание тестов, их унификация и анализ — это большая кропотливая работа;
  • чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100-120 человек;
  • довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.;
  • проверка глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине, весьма затруднительна. Тест способен оценивать знания, но не креативные способности обучаемого;
  • повышенная вероятность влияния на результаты тестирования случайных факторов.

Можно утверждать, что только вкупе с другими методиками (опрос, защита проекта и т.д.) тестовая система будет работать с наибольшей эффективностью.

В процессе преподавания технических дисциплин на кафедре механики, ремонта и деталей машин тестирование удобно применять для выявления «проблемных мест» в усвоении обучающимися материала, необходимого для выполнения расчетных работ и курсового проекта. По результатам небольших нормативно — ориентированных тестов (как по объему, так и по времени) выявляется степень подготовленности аудитории по данной теме, что позволяет скорректировать практическое занятие. Однако, степень конструкторского, творческого мышления курсанта может быть определена только при личном общении на консультационных занятиях, в рамках выполнения ими расчетных работ и курсового проекта.

Нами проведен сравнительный анализ текущего контроля успеваемости обучающихся по дисциплине «Механика» с применением тестирующих программ в течение первого семестра с итоговыми результатами, полученными теми же курсантами и студентами во время сдачи зачета. Тестирование курсантов и студентов в течение семестра показало, что данный вид контроля является достаточно эффективным и объективным с точки зрения оценки знаний. Несмотря на расхождение среднего балла (3,69 — тестирование; 3,81 — зачет) большинство оценок, полученных в ходе тестирований, с достаточной степенью точности согласуются с итоговыми оценками обучающихся на зачете.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что преподаватель на основе полученной информации имеет возможность управлять процессом обучения. Результативность учебных групп позволяет преподавателю делать выводы о том, какие темы наиболее хорошо усвоены обучающимися, а на какие следует обратить особое внимание для дальнейшего повторения и достижения максимального уровня усвоения. Оценка текущей успеваемости посредством применения тестовых технологий позволяет видеть результаты работы каждого курсанта и студента в течение семестра, и в каждом случае сделать выводы и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Это дает возможность преподавателю оптимально организовать учебный процесс.

Следующие рекомендации позволят нивелировать основные недостатки тестовой системы и получить от ее использования максимальный эффект:

  • использовать тестовую систему оценки знаний только в сочетании с традиционными методами контроля;
  • разрабатывать тесты группой преподавателей, чтобы исключить возможность проявления субъективности в подборе вопросов;
  • предусмотреть в учебном процессе применение тестов, выявляющих способность обучающихся рассуждать, уровень их творческого мышления. Для этого можно применять тесты с многовариантными, достаточно объемными задачами, имеющими разные пути решения;
  • разнообразить оценочную шкалу тестового контроля, не ограничиваясь, например 1 баллом за правильный ответ и 0 баллов за ошибочный. Это актуально для многовариантных вопросов, вопросов с альтернативным выбором;
  • применять рейтинговую систему контроля знаний, с которой наиболее эффективно взаимодействует тестовая система;
  • разработать батареи тестов на каждый предмет, охватывающие всю область знаний по данной дисциплине;
  • развивать систему сетевого компьютерного тестирования с созданием общей базы данных, доступной для всех преподавателей;
  • больше внимания уделять разработке электронных пособий, учебников и предусмотреть в них тесты по каждому разделу (теме);
  • разработать методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава по составлению тестов для унификации и исключения недоработок при составлении тестов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет формировать специалистов в области пожарной безопасности.

Список литературы

  1. Иванов В.Е., Легкова И.А., Покровский А.А., Зарубин В.П., Кропотова Н.А Внедрение 3D технологий в учебный процесс // Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. ООО «Новаленсо». - 2016. - c. 37-39.
  2. Покровский А.А., Зарубин В.П., Иванов В.Е., Никитина С.А. Опыт применения компьютерных технологий при выполнении курсового проектирования по дисциплине «Детали машин» // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. - 2016. - с. 87-89.
  3. Кропотова Н.А., Покровский А.А. Внедрение интерактивных приемов организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Детали машин» // NovaInfo.Ru (Элек-тронный журнал.) – 2016. - № 51; URL: http://novainfo.ru/article/7740.
  4. Кропотова Н.А., Покровский А.А. Внедрение интерактивных приемов организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Детали машин» // NovaInfo.Ru (Элек-тронный журнал.) – 2016. - № 52; URL: http://novainfo.ru/article/7952.
  5. Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе // Современные проблемы высшего образования. Материалы VII Международной научно-методической конференции. - 2015. - с. 44-49.
  6. Покровский А.А., Мальцев А.Н. Выполнение курсового проекта по дисциплине «детали машин» с применением информационных технологий // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - № 12-3. - с. 112-114.
  7. Иванов В.Е., Легкова И.А., Никитина С.А., Покровский А.А. Особенности использования электронных учебных изданий // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2015. - № 3 (16). - с. 52-55.
  8. Покровский А.А., Пучков П.В., Легкова И.А. Реализация информационных технологий в преподавании профессиональных дисциплин // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Сборник материалов. - 2014. - Т. 2. - № 1 (5). - с. 117-120.