Таможенная статистика в системе таможенного дела

№80-1,

экономические науки

Основные принципы ведения таможенной статистики устанавливаются Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который обозначает, что «таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Таможенного союза и законодательством Российской Федерации».

Похожие материалы

На основании Конституции РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ, а непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России.

Основные принципы ведения таможенной статистики устанавливаются Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который обозначает, что «таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Таможенного союза и законодательством Российской Федерации».

В соответствии с ТК ТС, статья 47, пункт 3 «Таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами:

  • правительству, государственным органам и иным организациям государства члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством государства члена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные;
  • международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства члена таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные».

Комиссия Таможенного союза от 28 января 2011 г. №525 утвердила «Единую методологию ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств членов Таможенного союза» целью которой было «определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации» . Учет ввоза/вывоза на основании «общей» системы учета внешней торговли, при которой учитываются товары, поступающие/покидающие пределы государственной территории страны ведется таможенной статистикой РФ. Эти методические основы необходимы для формирования исходной информационной базы данных по внешнеторговым операциям, а полученная информационная база используется для проведения аналитического исследования .

Таможенная статистика-важнейший элемент таможенного дела, позволяющий изучать, наблюдать, корректировать на государственном уровне количественную сторону явлений, происходящих во внешнеторговых отношениях; а также другие направления оперативной деятельности таможенных ведомств, связанных с борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, валютным контролем, неторговым оборотом и учетом, и последующим анализом таможенного дела. Таможенная статистика дает полное, объективное представление об экспортно-импортных операциях и прочих стратегически важных аспектах внешнеэкономической деятельности нашей страны. Подтверждает этот факт выпуск на регулярной основе официальных справочников по статистике внешней торговли. Такие материалы выпускаются во всех экономически развитых странах, которые уделяют особое внимание статистике внешнеэкономических связей.

Экономическая безопасность государства представляет собой состояние, характеризуемое способностью государства в достаточно длительной исторической перспективе при любых изменениях политической и внешнеэкономической ситуации обеспечить экономические условия для сохранения территориальной целостности и суверенитета государства; самосохранения, самовоспроизводства, сохранения уклада жизни населения; удовлетворения экономических потребностей вооруженной защиты государства. Создание этих условий является одной из основных функций государства. В последние годы, когда сохраняются и вводятся санкции против Российской Федерации, которые, как считают многие экономические аналитики, должны каким-то образом повлиять на экономические процессы, возрастает роль статистических исследований, чтобы вовремя отреагировать на изменения в структуре, направлениях, объемах внешнеторговых операций. Таможенная статистика позволит проанализировать структуру внешней торговли в стоимостном и количественном выражении, уровень цен в динамике, наметить основные пути экспорта и страны-импортеры.

Таким образом, таможенная статистика России, Таможенного союза и Евросоюза — эффективный инструмент, дающий всестороннее и объективное представление о рыночной ситуации, а также позволяющий выявить основных игроков рынка, найти партнеров и поставщиков, определить перспективы развития в целом.

К примеру, активизация правительства Российской Федерации в вопросах разработки стратегии развития экономики привела к созданию программ импортозамещения в России до 2020 года. Для этого разработаны:

  • Госпрограмма развития с/х на 2013–2020 (пост. правительства №717 от 14.07.12, разработка Минсельхоза);
  • Госпрограмма РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (пост. правительства №328 от 15.04.14, разработка Минпромторга),
  • Программа поддержки инвестпроектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования (пост. правительства №1044 от 11.10.14)

а затем и в ряд других законодательных актов, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения. Таким образом, таможенная статистика России, Таможенного союза и Евросоюза — эффективный инструмент, дающий всестороннее и объективное представление о рыночной ситуации, а также позволяющий выявить основных игроков рынка, найти партнеров и поставщиков, определить перспективы развития в целом.

Импортозамещение в настоящее время реализуется на законодательном уровне. Проблемы импортозамещения находятся в постоянном внимании ФТС России. В сложившихся геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологий становится одной из важнейших для современной России. Особенно это актуально для высокотехнологичной продукции, которая применяется в области информационно-коммуникационных технологий.

При реализации политики импортозамещения в существующих условиях особую роль играет взаимодействие государственных органов между собой, на- правленное на недопущение ввоза в страну нелегальной продукции и на улучшение условий развития реального сектора экономики. Если импортом считается ввоз в страну иностранных товаров (в различных формах), то импортозамещение предполагает прекращение ввоза в страну данного товара за счет усиления развития отечественного производства. Во всех развитых странах принято защищать своих товаропроизводителей от демпингового импорта (от продажи товара по цене, ниже рыночной).

В связи с этим можно считать, что импортозамещение — это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке. В целом, планируется снижение импорта до 50-60% в разных отраслях промышленности, 80% товаров, закупаемых государством и госкорпорациями к 2020 году должны быть отечественного производства. Для стимулирования замещения импорта российскими товарами могут быть использованы такие меры как: таможенно-тарифные (пошлины) и нетарифные (квоты, лицензирование ввоза) меры регулирования импорта, а также субсидирование производств внутри страны и введение налоговых льгот местным производителям.

Результаты импортозамещения станут понятными на фоне изучения макро и микроэкономических показателей страны, для формирования которых будут активно использованы статистические таможенные внешнеторговые данные. И все же основным показателем целенаправленной работы по импортозамещению должны стать экономическая мощь и рост благосостояния граждан России.