Учетная политика как фактор оптимизации налогового планирования

№82-1,

экономические науки

В статье рассмотрены вопросы осуществления налогового планирования и учетной политики. Проанализированы подходы к определению налогового планирования, его инструменты и рассмотрены актуальные вопросы управления деятельностью организации, в частности внутренний контроль, позволяющий удостовериться, что исчисление и уплата налогов осуществляются в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Похожие материалы

Расчеты с бюджетом по налогам в современных рыночных условиях являются важным и сложным участком в организации налогового учета. Следует правильно и грамотно составить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, определить совокупность применяемых элементов, которые могут оказать влияние на размер налоговых обязательств организации. Квалифицированный подход к организации учета, а также внутреннего контроля и анализа налоговой нагрузки является значимым для деятельности любой организации. При рассмотрении вопроса учетной политики нужно отметить, что она встраивается в систему налогового планирования.

Многие экономисты привязывают термины налогового планирования и налоговой оптимизации к более сложной системе — финансового и налогового менеджмента.

В привязке к правовому аспекту различные экономисты сводят налоговое планирование к законодательным способам и приемам по снижению налоговых выплат.

Налоговое планирование является одним из важнейших инструментов корпоративного налогового менеджмента и позволяет управлять налоговыми потоками, отвечая одновременно требованию соблюдения законодательства о налогах и сборах и целям максимально возможной оптимизации обязательных платежей.

Действительно, налоговое планирование — это целенаправленная деятельность налогоплательщика по законному снижению налоговых платежей с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности. Любое сокращение налогов позволяет предприятию сохранять средства в обороте и повышать эффективность его работы. Отсюда — важный вывод: налоговое планирование осуществляется не просто ради уменьшения налогов как таковых, а с целью повышения эффективности текущей и инвестиционной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, налоговое планирование представляет собой трудоемкий и сложный процесс, требующий знаний в области права, бухгалтерского, налогового учета и анализа, основная задача которого состоит в максимизации финансовых результатов организации и при этом минимизации налоговых обязательств.

Методологически построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей развития организации и стратегии в области налогообложения. Анализ внешних и внутренних факторов проводится с целью выявления факторов, представляющих угрозу для налоговой стратегии предприятия. Если на внешние факторы (возможные изменения налогового законодательства, общей экономической ситуации на рынке) воздействовать нельзя, но можно учесть их при составлении будущей учетной политики, то внутренние факторы (налоговое поле, льготы, налоговый календарь, применяемые сделки, правильное оформление документов) поддаются воздействию со стороны менеджмента организации.

Для налогового анализа организации необходимо сформировать систему показателей, которые будут характеризовать налоговую нагрузку, эффективность налогообложения и позволят определять налоговую устойчивость и приемлемый уровень задолженности по налогам и сборам. Основным индикатором налоговой устойчивости при изменении в налоговой системе является уровень изменения показателей налоговой нагрузки, при этом налоговая устойчивость находится в обратной зависимости от снижения либо роста налоговой нагрузки.

Существует множество методик определения налоговой нагрузки. Каждая из методик уникальна по-своему, в чем-то с каждой можно согласиться, а в чем-то поспорить. Например, часть методик недооценивают степень влияния косвенных налогов, не отражают полную степень влияния налогов на объем оборотных средств организации и ее финансовую устойчивость. Выбор остается за предприятием. Далее на основе этих показателей можно проводить: сопоставление и анализ фактических и плановых показателей налоговой нагрузки, прогнозирование допустимых значений; расчет индивидуальных показателей налоговой нагрузки для предприятия в зависимости от масштабов деятельности, характера хозяйствующего субъекта и влияния данных показателей на итоговый финансовый результат, а также на размер вносимых налоговых платежей.

Глубокий анализ особенностей деятельности организации, изменений и/или появления новых фактов в хозяйственной жизни, сложившейся налоговой нагрузки, действующей учетной политики, изменений в налоговом законодательстве позволяет наметить рациональные шаги в реализации выбранной стратегии.

Одним из важнейших этапов налогового планирования на предприятии является учетная политика как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В отличие от бухгалтерского учета в налоговом законодательстве нет специального документа, который регулировал бы вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Требования к учетной политике содержатся в главах 21, 25, 26 НК РФ. Делегирование нормотворческих функций на уровень налогоплательщика позволяет закрепить те способы определения необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые позволят снизить или оптимизировать налоговую нагрузку.

Утвердить бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно единым приказом либо двумя отдельными документами.

Одним из обязательных элементов учетной политики является разработка порядка контроля за хозяйственными операциями. Контроль соответствия осуществляемых организацией хозяйственных операций рассматривается с позиции их соответствия нормам законодательства Российской Федерации, экономической целесообразности, а также соответствия требованиям и правилам бухгалтерского учета. При разработке порядка контроля организация должна определить круг ответственных лиц, контрольные действия, точки контроля за этапами обработки учетной информации.

Второй раздел учетной политики — методический — должен содержать совокупность способов ведения бухгалтерского учета организации с учетом особенностей деятельности. В данном разделе должны быть отражены способы учета хозяйственных операций, имеющих место в деятельности организации, способы оценки активов и обязательств. Здесь же найдут отражение способы учета фактов хозяйственной жизни в связи с отсутствием соответствующих норм

Делегирование нормотворческих функций на уровень налогоплательщика позволяет закрепить те способы определения необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые позволят снизить или оптимизировать налоговую нагрузку.

Осуществление внутреннего контроля в части налогообложения позволит снизить риск возникновения ошибок в налоговых расчетах и избежать расходов в виде штрафов и пеней из-за нарушения налогового законодательства, выявить резервы по снижению налоговых обязательств и избежать налоговых рисков.

Рассмотренный порядок формирования учетной политики можно применить и при разработке учетной политики для целей налогообложения. Организационно-техническая составляющая учетной политики будет отражать способ организации учетной работы, технику и формы ведения и контроля налогового учета. В методическом разделе учетной политики определить те способы (методы), по которым налоговым законодательством предусмотрена вариантность способов или существует противоречивость в нормах законодательства, или нормы налогового законодательства отсутствуют. Это поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией, так как учетная политика — это норма права и закрепленные в ней положения могут прояснять содержание нормы.

Хотелось бы остановиться на важной составляющей организационно-технического раздела учетной политики в целях налогообложения — внутреннем налоговом контроле. Внутренний налоговый контроль — это часть системы внутреннего = контроля предприятия. Он будет направлен на показатели, формируемые в налоговом учете, их отражение в учете и отчетности — как бухгалтерской, так и налоговой.

Осуществление внутреннего контроля в части налогообложения позволит снизить риск возникновения ошибок в налоговых расчетах и избежать расходов в виде штрафов и пеней из-за нарушения налогового законодательства, выявить резервы по снижению налоговых обязательств и избежать налоговых рисков.

Требования к системе внутреннего контроля и порядок его проведения не прописаны в законодательных актах. В связи с этим внутренний контроль можно сопоставить с финансовым контролем, включающим в себя контрольно-ревизионные мероприятия, осуществляемые уполномоченными работниками.

Разница между налоговыми платежами, начисленными организацией при действующей учетной политике в целях налогообложения и после проведения внутреннего контроля, может быть положительной, и в этом случае можно говорить о том, что внутренний контроль позволяет уменьшить сумму налоговых платежей, если же она будет отрицательной, то это приведет к доначислению налоговых платежей.

Своевременно выявленные в результате проведения внутреннего контроля обязательства, внесенные в бюджет, помогут избежать пеней и штрафных санкций. Сравнение коэффициентов эффективности контроля в динамике показывает выгоду, которую предприятие получит в результате проведения внутреннего контроля на предприятии.

В учетную политику могут вноситься изменения. Изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета возможно в трех случаях: при изменении законодательства о бухгалтерском учете; разработке (выборе) нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета; существенном изменении условий хозяйствования. Для изменения принятой налоговой учетной политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств: изменения применяемых методов учета; существенного изменения условий деятельности организации; изменения законодательства о налогах и сборах.

Вопросы изменения учетной политики должны найти отражение в особом (отдельном) разделе приказа об учетной политике. Когда речь идет о расходах предприятия, связанных с налогообложением, выделение самостоятельного раздела учетной политики, где будут отражены новые способы учета (более достоверные и менее трудоемкие), влияние изменений учетной политики на показатели налоговой нагрузки, финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, безусловно, имеют практическое значение.

Таким образом, учетную политику как инструмент налогового планирования нужно умело использовать для достижения желаемого экономического результата и снижения налоговых затрат.

Список литературы

  1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 г.) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/12153820/#text (дата обращения 25.04.2015).
  2. Крейнина М.Н. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий // Менеджмент в России и за рубежом, 1997. № 4. С. 33-44.
  3. Литвин М.И. Амортизационные отчисления как фактор налоговой защиты коммерческой организации // Финансы, 2002. № 4. С. 34-36.
  4. Медведев М.Ю. Учетная политика организации на 2011 год: практическое пособие. М.: КНОРУС. 2011. 256 с.