Проблема интернет-зависимости среди студентов

№83-1,

психологические науки

Статья посвящена проблеме интернет-зависимости среди студентов. Охарактеризованы психолого-педагогические особенности студенческой молодежи, рассмотрена специфика интернет-зависимости у студентов, проанализированы основные аспекты профилактики в контексте изучаемого вопроса. Представлены результаты эмпирического исследования интернет-зависимости у студентов очного и заочного отделений 6 факультетов Пензенского государственного университета.

Похожие материалы

В 1990-х годах сеть Интернет стала широко доступной. Причины этого заключаются в оперативности, масштабности и вариативности многочисленных возможностей виртуальной реальности. Примерно тогда же начали проводиться активные исследования взаимодействия человека и сети. В данной области было выявлено множество проблем, в том числе и психологического характера.

Термин «интернет-зависимость» ввел в 1996 г. американский психиатр А. Голдберг, объясняющий это явление как «снижение социальной и профессиональной деятельности из-за использования интернета», «фантазии и мечты об интернете», «намеренное и ненамеренное печатное движение пальцами». К. Янг полагает, что «интернет-зависимость» — «это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями» [5]. Также проблему исследовали М. Шoттон, Дж. Грoхол, К. Мюррeй и многие другие ученые. Большое количество научных работ по данной теме говорит об ее современности и актуальности. Однако проблема, развитая лишь на уровне теории, почти не исследуется на практике.

По данным Ларионовой С. О. и Дягтерева А. С., 38 % сегодняшней аудитории Интернета в России составляют люди от 14 до 30 лет[2]. Отмечается также, что количество молодежи в интернет-среде растет гораздо быстрее, нежели количество групп других возрастов. Среди молодежи также выделяется группа, которая наиболее часто использует сеть Интернет в повседневной жизни — студенты. Л. В. Мардахаев отмечает, что студенчеству присущи характерные социальные и психологические черты; их существование обуславливается возрастными особенностями молодежи, а также тем, что социально-экономический и общественно-политический статус молодых людей, их внутренний мир находятся на стадиях формирования и развития [3]. В связи с этим утверждением можно сделать вывод, что именно данная социальная группа предрасположена к появлению разных типов зависимостей, в том числе интернет-зависимости. Чаще всего склонность подобного рода наблюдается у студентов интровертированного типа характера: сосредоточенных на своем внутреннем мире, имеющих сложности в установлении связей с социумом и пр. Главная предпосылка возникновения интернет-зависимости у студентов, по мнению М. И. Дрепы, это неполное решение кризиса встречи с взрослостью, проявляющееся в формировании кризиса идентичности и сменяющееся кризисом интимности с развитием эмоциональной обособленности; Интернет привлекателен для решения этого кризиса, т. к. представляет собой возможность конструировать желаемую реальность.

Со временем, для студентов Интернет становится все более необходимой стороной жизни. Этому способствует ряд причин, среди которых наиболее явно выделяются следующие:

  1. использование интернета в учебных целях;
  2. общедоступность и многообразие ресурсов сети Интернет;
  3. познавательная мотивация студентов;
  4. потребность студентов в общении, отдыхе;
  5. наличие некоторых психологических проблем у студентов и др.

Проведение предложенного исследования было основано на прохождении студентaми «Теста Кимберли Янг на интернет-зависимость».

Кимберли Янг — американский психиатр, специалист по интернет-зависимости. В 1994 г. с целью диагностики зависимости от сети Интернет она создала опросник, лежащий в основе предложенного теста.

Наиболее полный вариант опросника содержит 40 пунктов, содержащих вопросы следующего характера: «Замечаете ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем намеревались?», «Пренебрегаете ли Вы домашними делами, чтобы проводить больше времени в сети?» и т. д. На все вопросы испытуемые должны ответить в соответствии с пятибалльной шкалой Ликкерта («никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто»). Баллы суммируются, устанавливая конечное значение. Опросник был адаптирован для русского языка В. Лоскутовой.

Тест рассчитан на самостоятельное заполнение его испытуемым. Также вопросы теста могут становиться объектом профессиональной оценки их экспертом во время полуструктурированного интервью.

В настоящем исследовании была использована сокращенная онлайн-версия теста, состоящая из 20 вопросов. По окончании тестирования на экран выводился электронный комментарий, кратко описывающий результаты и дающий соответствующие рекомендации.

Интерпретация теста следующая:

0–19 баллов — опрашиваемый — обычный пользователь Интернета;
20–49 баллов — у опрашиваемого имеются определенные проблемы, связанные с излишней увлеченностью сетью Интернет;
50–80 баллов — у опрашиваемого наблюдается Интернет-зависимость.

В рамках заявленного исследования в Пензенском государственном университете (ПГУ) было опрошено 36 студентов очного и заочного отделений 6 факультетов: историко-филологического, педагогики, психологии и социальных наук, юридического, клинической медицины, вычислительной техники, а также приборостроения, информационных технологий и электроники. При достаточно небольшой выборке, нами был взят широкий охват факультетов с целью наиболее полно рассмотреть данную проблему в рамках целого университета. Возраст опрашиваемых студентов составил от 17 до 22 лет.

Результаты исследования показали, что проблема интернет-зависимости является актуальной в студенческой среде ПГУ. Так, всего около 36% опрашиваемых в рамках тестирования набрали от 5 до 19 баллов, следовательно, компьютерный комментарий был следующим: «Вы обычный пользователь интернета. Нет причин для беспокойства». В то время как почти 58% опрашиваемых набрали от 20 до 43 баллов. В подобном случае компьютер выдавал следующий комментарий: «Возможно, у Вас есть склонность к формированию интернет-зависимости. В дальнейшем обратите внимание на время, которое Вы проводите в интернете». Однако наибольшего внимания требует случай оставшихся 6 % студентов, набравших от 53 до 64 баллов. Комментарий был следующим: «У Вас есть признаки формирующейся интернет-зависимости. Рекомендую обратиться к специалисту для уточнения Вашего состояния».

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство студентов подвержены зависимости от сети Интернет. Однако данное эмпирическое исследование не может являться причиной для постановки диагноза, т. к. оно имеет очень простую и прозрачную структуру. Тест лишь помог выявить круг лиц, каковым необходима консультация психолога.

Можно предложить следующие меры профилактики Интернет-зависимости у студентов:

  1. Отключить интернет либо использовать специальные программы (Тime Boss, Тmeter, iNеt Prоtector и др.), блокирующие доступ в сеть по наступлению определенного времени. Можно также ограничить работу определенных веб-сайтов.
  2. Составить строгий распорядок дня, при котором не останется время на бездумный интернет-сёрфинг.
  3. Составить перечень перемен, которых можно достичь, урезав время пребывания за компьютером (изучать иностранные языки, путешествовать, ходить в театр, проводить время с друзьями и родными и т. д).
  4. Удалить аккаунты в социальных сетях либо уменьшить частоту контроля поступающих уведомлений до 1-го раза в сутки.
  5. Перевести сетевые связи в реальные отношения.
  6. Найти себе хобби, связанное с настоящей жизнью и противопоставленное несуществующей реальности.

Зависимости от интернета можно избежать, если понимать и четко разделять функционирование в реальном мире и в виртуальном пространстве. Интернет- зависимость приравнивают к табакокурению и наркомании, она наносит вред организму, как физический, который выражается в быстрой утомляемости, ухудшении зрения, памяти, изменениях в опорно-двигательном аппарате, так и психологический, например, расстройство нервной системы. От этой зависимости избавиться так же трудно, как и от других вредных привычек. В настоящее время существуют специализированные заведения и центры помощи, где врачи лечат зависимых от Интернета людей, которое осознали свою проблему и пытаются её решить. Но более важным является поиск причины подобного «надлома», когда в сознании человека реальный мир уступает место миру виртуальному.

Список литературы

  1. Воробьева Т. А., Глушкова С. И., Купко Д. А. Исследование проблемы зависимости студентов вуза от сети интернет. ПТГ., 2011. – С. 67-74.
  2. Ларионова С. О., Дегтерев А. С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики. ЕКБ., 2013. – С. 232-239.
  3. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
  4. Шахматова Ю. Ю. Интернет-зависимость среди молодежи. Я., 2016.– С. 50-52.
  5. Янг К.С. Диагноз — Интернет-зависимость. С.- П., 2000. – С. 24-29.