Психологические особенности акцентуации характера подростков. Соотношение акцентуации и самооценки

№84-1,

психологические науки

В любом обществе во все времена нет, и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Возраст между 12 и 18 годами называют переходным. Дети данного возраста не ставят перед собой задачу осложнять жизнь взрослых, они просто существуют в другом мире. Всеобщность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, с какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе. В данной статье представлено исследование акцентуаций характера подростков, проведена методика по выявлению их самооценки. На основании данных был проведён анализ, позволяющий выявить соотношение самооценки и акцентуации характера.

Похожие материалы

В дословном переводе с греческого «характер» означает «отпечаток». Он взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и самооценкой. В общении с людьми характер человека проявляется в его поведении, стиле общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.

В психологии характер определяется как комплекс стабильных индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для него способы поведения.

Всему обществу, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства многообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его улучшения и осуществления социального развития.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — является естественным условием формирования человека, жизни всего общества. Известно, что акцентуации в основном сочетаются с отклоняющимся поведением. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся.

Так как акцентуации характера «окрашивают» определенным образом поведение человека, можно говорить о различных возможностях приспособления человека в обществе, что делает эту проблему не менее актуальной в социальном плане.

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. По мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от условий внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации [3].

В любом обществе во все времена нет, и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Возраст между 12 и 18 годами называют переходным. Дети данного возраста не ставят перед собой задачу осложнять жизнь взрослых, они просто существуют в другом мире. Всеобщность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, с какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе.

Обычно акцентуации развиваются в период формирования характера и стабилизируются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Существуют различные методы, используемые для изучения акцентуированного поведения: различные виды наблюдения (прямые, полевые лабораторные), различные опросники (Шмишека, Айзека и др.), изучение самооценки личности и т. д.

Анализ полученных результатов

Исследование проводилось с 20 подростками в возрасте 15 — 16 лет.

Для выявления акцентуации характера у подростков использовались: "Тест-опросник Шмишека", "Изучение самооценки личности". Результаты исследований представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1. Результаты диагностики определения типа акцентуации характера Шмишека

№ п/п

ФИ ребёнка

Типы акцентуации характера

Экз

Дем

Дис

Воз

Цик

Тр Эм

Пед

Заст

Гип

Ак. отсутствует

1.

Дмитрий Б.

+

2.

Иван Г.

+

3.

Сергей Б.

+

4.

Иван К.

+

5.

Лиана Е.

+

6.

Альбина Д.

+

7.

Ирина К.

+

8.

Александра С.

+

9.

Яна М.

+

10.

Даша К.

+

11.

Наталья Н.

+

12.

Сергей К.

+

13.

Олеся М.

+

14.

Алена Я.

+

15.

Ксения К.

+

16.

Юлия С.

+

17.

Анастасия С.

+

18.

Алина Н.

+

19.

Владимир Т.

+

20.

Анна С.

+

Итого

2

3

3

2

2

3

1

1

1

0

В результате анализа полученных данных было выявлено, что у большинства обследованных подростков (98%) присутствует акцентуация характера.

Экзальтрованный тип зафиксирован у 10 % подростков; демонстративный — у 25% подростков; дистимический — у 15%. Возбудимый и циклотимный, тревожный типы имеют 10% обследованных. Эмотивный, педантичный,застревающий типы имеют 5%, на каждый из типов. Гипертимический — у 15% обследованных подростков.

Диагностическая методика: «Изучение самооценки личности»

Таблица 2. Результаты диагностики «Изучение самооценки личности».

№ п/п

ФИ ребёнка

Интеллектуальные к.

Нравственные к.

Волевые к.

Мировоззренческие к.

1.

Дмитрий Б

2

2,7

2,6

2,2

2.

Сергей Б

2,6

2,5

1,8

2,8

3.

Иван Г

1,7

2

2,4

2,7

4.

Альбина Д

2,7

2,8

2,4

2

5.

Лиана Е

3

2,6

2,9

2,4

6.

Иван К

2,8

3

2,8

2,6

7.

Ирина К

1,9

2,8

2,4

2

8.

Сергей К

2

2,4

2

2,1

9.

Дарья К

1,6

2,1

2,6

2,6

10.

Ксения К

3

1,6

2

1,7

11.

Яна М

2

2

2

2,3

12.

Олеся М

2,2

2,8

2,8

2,4

13.

Алина Н

3

3

2,9

2,6

14.

Наташа Н

2,6

1,9

3

2,8

15.

Александра С

2,5

2,4

2,7

1,9

16.

Максим С

1,9

2,6

1,7

2,1

17.

Юля С

2

2,8

2,4

2

18.

Юля С

3

2,8

2,1

2

19.

Анастасия С

3

2,3

2,7

3

20.

Владимир Т

1,9

2,8

3

1,3

15% обследованных подростков имеют адекватную самооценку. У 85% подростков наблюдается неадекватная самооценка: 70% — завышенная; 15% — заниженная самооценка.

Соотношение акцентуации характера и самооценки

Рассмотрим акцентуации характера и самооценку подростков и проверим, совпадают ли эти два критерия.

  1. У гипертимного типа самооценка завышенная, свое будущее склоны видеть в светлых тонах, они отличаются повышенной инициативностью, коммуникабельностью, стремлением к лидерству.
  2. У циклоидного типа самооценка формируется со временем. Этот тип характера проявляет восприимчивость к урокам, упрекам, обвинениям — ко всему, что содействует появлению мыслей самообвинения и самоуничижения.
  3. У лабильного типа отличительной особенностью считается частая смена настроений. Но подростков данного типа отличают искренние чувства, и привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Своего рода проницательность дает возможность подросткам быстро почувствовать, как к ним относятся люди, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности и неприязни. Самооценка отличается искренностью и мастерством верно выделить особенности своего характера.
  4. У сенситивного типа рано формируется ощущение обязанности, ответственности. Молодые люди ищут самоутверждения себе не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Самооценка отличается значительной степенью объективности.
  5. Основными особенностями психостенического типа являются неуверенность склонность к безграничным рассуждениям, мнительность в виде опасений за будущее — собсвенное и собственных родных, любовь к самоанализу, к самокопанию и т.д. Самооценка, не смотря на склонность к самоанализу, не всегда точена.
  6. Астеноневротический тип. Данный тип акцентуации является почвой для развития неврастении, заостренных эмоциональных взаимодействий. Срывы зачастую появляются тогда, когда подросток осознает неосуществимость личных проектов, разрушимость надежд и желаний. Самооценка, как правило, отражает заботу о здоровье. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим физическим ощущениям охотно лечатся.
  7. Демонстративному типу относятся молодые люди с огромным рвением находиться в центре внимания, показывая окружающим свои способности. Отсюда — исключительное самолюбие индивида, потому что другие люди — средство для личного самоутверждения. Самооценка весьма отдалена от объективности.
  8. Конформному типу присуще главная черта — непрерывная и излишняя конформность к своему непосредственному окружению. Актуальный принцип — мыслить «как все», действовать «как все», стараться соответствовать всем. Самооценка конформных подростков может быть хорошей. Значительная часть из них довольно верно отмечает основные черты своего характера.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ показал, что у различных типов акцентуаций характера самооценка проявляется по-разному. У 20 обследованных подростков акцентуация характера и самооценка не всегда совпадают.

Список литературы

  1. Божович Л.Н. Проблемы формирования личности. – М., 2004.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: Просвещение, 2002. – 240 с.
  3. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001.
  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – 2-е изд.,