Психологическая готовность детей к школе

№84-1,

педагогические науки

В данной статье мы представили общие теоретические аспекты того, что из себя представляет психологическая готовность к школе, опросили будущих первоклассников и провели методику по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка. На основе данных исследования, сделали выводы. А так же привели некоторые пробы, с помощью которых сами родители могли бы определить готовность своего ребёнка к школе.

Похожие материалы

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на одни пятерки. Но вот проходит несколько недель, и ребёнок уже без охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит печальный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь — это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Мы провели опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу? Задавались следующие вопросы: хочешь ли ты пойти в школу, почему, что ты хочешь там узнать. Мы столкнулись с тем, что все дети хотят пойти в школу. 10% детей хотят получить новые знания. А оставшаяся часть детей для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:

  • В школе не нужно будет спать днем (40%)
  • В школе будут давать карманные деньги (10%)
  • В школе у меня появятся новые друзья (30%)
  • Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одного по городу (10%).


Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа — это сплошное веселье, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком труде.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясним, что это такое.

Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольки). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие — у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.

Ребенка до школы, конечно же, надо учить читать и считать, но только не на уроках в подготовительных группах, а дома, в непринужденной, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к овладению чтением и счетом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.

Мы провели методику по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно — потребностной сфере ребенка. Суть в том, что ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и просят в течение минуты рассмотреть их. Затем подзываем его к себе и предлагаем послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом волнующем месте чтение прерывается, и мы спрашиваем испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

Мы получили следующие результаты:

30% детей захотели дослушать сказку, а оставшиеся 70% взялись за игрушки.

Это ещё раз показывает, что мотивационная готовность детей к школе в настоящее время занижена.

Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

  1. мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
  2. определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
  3. определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
  4. хорошее развитие фонематического слуха.

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?

В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Список литературы

  1. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. - М., 1982.
  2. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск. 1995.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе М.: Академический Проект, 2000 -184 с.
  5. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Дис. … канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 176 с.
  6. Захарова А.В., Худобина Е.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонента самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и физиологии. - 1990. - № 1(3).
  7. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков). - Пермь, 2001. - 18 с.
  8. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М., 1988.
  9. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991- 167 с.
  10. Молодцова Н.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи Н.Новгород: НГПУ, 2001. - 219 с.
  11. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск, 1993.- 50 - 55 с.
  12. Ушакова И.П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. - Л., 1979.
  13. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Педагогика и психология. - 1974. - № 10.