Пути повышения конкурентоспособности предприятия

№85-1,

экономические науки

В статье сделана попытка раскрытия конкурентоспособности предприятия, конкуренции, выясняется, какие есть факторы, определяющие конкурентоспособность, пути для повышения конкурентоспособности предприятия.

Похожие материалы

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий и успешное развитие в рыночной среде — одна из главных проблем современной экономики. Повышение конкурентоспособности предприятия — необходимость для развития предприятия, как на уровне экономики страны, так и мира.

В современных экономических словарях под понятием конкуренции понимают соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении лучших результатов в определенной общественной сфере.

В рыночной экономике такое соперничество между субъектами рыночных отношений неизбежно, поскольку оно порождается объективными условиями, основными из которых в экономической литературе называют:

  • наличие множества равноправных рыночных субъектов;
  • полная экономическая обособленность каждого из них;
  • зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
  • противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса. [1. С. 2]

Конкурентоспособность усиливается в рыночных условиях, когда на рынок выходит много производителей аналогичного товара и предприятие должно повысить конкурентоспособность своего продукта, т.е. улучшить его качество и снизить себестоимость, привлечь к нему внимание, чтобы закрепиться на рынке для получения прибыли.

В своей работе «Моделирование конкурентоспособности продукции» Воронов А. А. пишет, что конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [3. С.44–47].

Факторы конкурентоспособности воздействуют как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее уменьшения.

Со временем факторы конкурентоспособности имеют свойство изменяться, так как меняются потребности людей, меняется ситуация на рынке. В зависимости от доходов у населения меняются вкусы, например, десять лет назад у людей были совсем другие потребности, в настоящее время большое значение стали иметь различные технологии, особенно IT-технологии. Исходя из постоянных изменений, тяжело назвать конкретные факторы, которые влияют на конкурентоспособность и на ее изменение. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия возможно подразделить на внешние и внутренние.

Под внешними подразумеваются социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

А под внутренними — объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Предприятия должны уметь подстраиваться под текущее состояние рынка, под современные потребности и требования людей.

Набор факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия, оказывается столь своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных относительно их обработки и идентификации для принятия соответствующих решений.

Традиционно можно выделить несколько направлений повышения конкурентоспособности предприятия:

  • рост объемов реализации продукта;
  • улучшение качества выпускаемого продукта;
  • уменьшение расходов;
  • бенчмаркинг.

Одно из направлений повышения конкурентоспособности предприятия — рост объемов реализации продукта. В этом случае не стоит забывать о том, что предприятие не должно уходить в убыток. Иначе, смысла в повышении объемов реализации продукта попросту не будет. При выборе данного пути необходимо задуматься, как предстоит реализовывать продукцию себе не в убыток и добиться лучшего результата, среди других предприятий в своей отрасли.

В процессе управления объемами деятельности по данному методу предприятие решает ряд задач. Одной из главных является определение объема реализации услуг, при котором обеспечивается безубыточная деятельность предприятия. Качество должно способствовать тому, чтобы продукция была продана в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя. Иными словами, товар должен производиться в больших количествах, чтобы не было его дефицита, но при этом он должен быть качественным.

Другое направление — это улучшение качества выпускаемого продукта. Решение проблемы качества продукта поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли. Чем лучше качество продукта, тем больше люди захотят его покупать или пользоваться им. Не стоит также забывать об адекватной стоимости продукта, потому что не все потребители готовы заплатить больше, даже если этот товар является лучшим на всем рынке. Качество должно отвечать государственным и мировым стандартам. Совершенствуя технологии производства и повышая его экономичность, можно достигнуть оптимального уровня качества выпускаемой продукции. Стоимость и качество должны сосуществовать вместе в необходимой гармонии для заинтересованности покупателей.

Уменьшение расходов — данный метод является наиболее традиционным для повышения конкурентоспособности предприятия. Больше выгоды получит то предприятие, которое достигнет меньших затрат, относительно его конкурентов. Тяжело держать это преимущество, потому что необходимо постоянно анализировать и исследовать рынок, расходы конкурентов. Необходима безошибочная работа персонала, который работает в этих направлениях, особенно маркетологов. А значит требуется постоянное обучение и переквалификация кадров.

Еще одним эффективным инструментом повышения конкурентоспособности предприятия является — бенчмаркинг. Процесс, связанный со сравнением и анализом. Это постоянное изучение передового опыта конкурентов и, непрерывное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью и анализ полученной информации. Этапы бенчмаркинга согласно [4] следующие: систематическое сравнение результативности продуктов, услуг, процессов, технологий на основе объективных критериев, оценка слабых и сильных сторон предприятия по отношению к эталонному стандарту, которая определяется в ходе анализа значений результативности, идентификация наилучшего опыта, а также причин различий в результативности., формулировка, планирование и реализация мероприятий, которые ведут к постоянному повышению результативности.

Бенчмаркинг позволяет внедрять в свое предприятие все лучшее из других предприятий. Однако для этого нужно проводить тщательный анализ и полностью понимать собственную деятельность.

Выше были рассмотрены четыре направления для повышения конкурентоспособности предприятия: рост объемов реализации продуктов, улучшение качества выпускаемого продукта, уменьшение расходов, бенчмаркинг.

Не стоит забывать, что каждое предприятие выбирает свой собственный метод для повышения конкурентоспособности, основанный на возможностях предприятия, на его отрасли, его направленности и на том, что происходит во внешнем окружении этого предприятия. Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть достигнуто только при условии долгосрочного и постоянного совершенствования всех факторов конкурентоспособности.

Повышение конкурентоспособности достаточно длительный процесс, во время которого предприятие должно развиваться и реализоваться во всех возможных сферах, при этом учитывая все изменения, происходящие на рынке и изменения, происходящие внутри самого предприятия.

Конкуренция ведет к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет предприятия все время и во всех этапах производства повышать свою конкурентоспособность, т.е. изменяться, модифицироваться. Предприятия начинают совершенствовать качество и расходы, связанные с производством своих товаров. Лишь конкурентоспособное предприятие способно сохранить свой товарооборот в необходимых объемах.

Список литературы

  1. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: Издательство «Альфа-Пресс». -2011. — 160с.
  2. Управление производством [электронный ресурс] доступ: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/konkurentosposobnost.html
  3. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Журнал стандарты и качество. — 2013. — 104с.
  4. Управление производством. Бенчмаркинг [электронный ресурс] доступ: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/benchmarking.html
  5. Grandars.ru [электронный ресурс] доступ: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost-organizacii.html