Организация бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности на основе технологий цифровой экономики

№88-1,

экономические науки

В статье рассматриваются вопросы использования технологий цифровой экономики в организации бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности.

Похожие материалы

В условиях цифровой экономики коммерческий успех любого субъекта хозяйствования в большой степени зависит от оперативности и мобильности бизнеса, от своевременности и быстроты принятия эффективных управленческих решений. Данное условие может быть выполнено только при условии надежного и качественного информационного взаимодействия между всеми участниками бизнес-процессов. При этом следует отметить, что та или иная отрасль характеризуется только ей присущими бизнес-процессами, которые, по сути, и определяют всю процедуру информационного обмена, а также тип связи между субъектами взаимодействия.

Анализ ряда литературных источников [3, 8-10] позволяет констатировать, что в основе любого бизнес-процесса должно быть сотрудничество или, по крайней мере, возможность персонала, партнеров и поставщиков поддерживать производственный процесс, с одной стороны, и удовлетворение запросов клиентов, с другой стороны. Именно возможность передачи данных по компьютерным IP-сетям позволяет повысить производительность реализации как отдельных бизнес-процессов, так и всей деятельности субъекта.

Особая роль при этом отводится сетевым бизнес-процессам, которые позволяют предприятиям реализовать производственные механизмы и корпоративные стратегии, направленные на обеспечение удовлетворения запросов клиентов, а также повысить рентабельность, расширить внутренний рынок, обеспечить глобальное распространение бизнес-операций [5].

Только сетевые технологии и направленная работа соответствующих служб позволяют повысить производительность бизнес-процессов и расширить границы сетей, в которых бизнес-процессы могут протекать в глобальном масштабе в условиях цифровой экономики [1, 2, 7]. Субъекты хозяйствования, работающие на мировом рынке, получают явные преимущества от IP-сетей, позволивших повысить производительность их бизнес-процессов.

Проведенные исследования [4, 5] показали, что данные тенденции также характерны и для субъектов туристско-рекреационной деятельности. В настоящее время бизнес-процессы получают широкое территориальное распространение за счет повсеместного использования корпоративных сетей и сети Интернет в туристском бизнесе, которые реализуются посредством одной из современных технологий — электронной коммерции, представляющей собой эффективный инструмент цифровой экономики, по сути, новый вид экономической деятельности, сформировавшейся под воздействием развития компьютерных информационных систем и телекоммуникационных технологий.

Сегодня уже совершенно очевидно, что электронная коммерция является важнейшим элементом цифрового бизнеса. Современная электронная коммерция реализуется посредством различных форм деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом. В процессе реализации бизнес-процессов взаимодействие сторон осуществляется с применением всех возможностей информационных и телекоммуникационных технологий, систем и сетей [6, 11]. Таким образом, системы электронной коммерции реализуют все этапы бизнес-процесса совершения сделки — от поиска требуемых товаров или услуг, согласования условий сделки до последующей оплаты и организации наиболее оптимальной поставки. Кроме того, электронная коммерция дает субъектам рынка целый ряд рыночных преимуществ:

  • оперативно взаимодействовать между собой;
  • быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка, колебания спроса и потребления;
  • выходить на глобальный рынок со своими товарами и услугами;
  • значительно ускорить бизнес-процессы за счет их проведения электронным образом, так как информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе;
  • доступ производителей к максимальному числу потребителей и их многообразным предпочтениям и предоставляет возможность клиентам вводить свои заказы в систему управления предприятием.

То, в какой степени используются информационные и коммуникационные технологии и системы, позволяет судить о том, является ли бизнес электронным. Инструментом организации единого информационного пространства электронного бизнеса является глобальная сеть Интернет.

В электронном виде можно передавать любую информацию, которую можно создать на компьютере: текстовые файлы, электронные таблицы, базы данных, картинки, заказы, счета, платежи, информационные запросы, прайс-листы, мультимедийные данные и т.д.

Многие туристские центры и компании размещают в сети Интернет большие информационные массивы с текстами, цветными фотографиями и фильмами, которые позволяют пользователю подробно ознакомиться с туристскими ресурсами, узнать информацию о турах, расписаниях и условиях перевозок, о движении транспорта, об отелях и экскурсиях, крупных ресторанах и меню, условиях туристского страхования, о погоде, о текущих событиях и развлечениях, послать запрос или непосредственно забронировать туристские услуги и даже рассчитаться за них, имея кредитную карту. Туристские компании, вооруженные Интернет-средствами, получают дополнительные возможности для привлечения потребителей и реализации нестандартных и экономичных способов продвижения собственных туристско-рекреационных услуг. Электронная организация бизнес-процессов в туристско-рекреационной сфере имеет реальные преимущества по сравнению с традиционной. Среди основных отметим такие, как существенная экономия на выплате агентских комиссионных, сокращение расходов на издание печатных рекламно-информационных материалов, формирование рекламных кампаний нового типа, создание нетрадиционных сбытовых каналов, снижение производственных затрат, создание благоприятных условий и дополнительных удобств для клиентов, ускорение процесса оформления билетов и резервирования мест отдыха, высвобождение дополнительных средств, что позволяет, в конечном итоге, поводить более гибкую систему стимулирования продаж.

Сейчас основным направлением турбизнеса в режиме on-line является бронирование и продажа билетов, а также продажа отдельных сегментов тура корпоративному клиенту для организации деловой или индивидуальной поездки. В первую очередь это относится к таким составляющим тура, как размещение в отеле, бронирование автомобиля, получение медицинской страховки.

Известным глобальным Интернет-порталом является Omnis-on-line, охватывающий более 60 стран мира, история которого берет свое начало с 1999 года и состоящий из центральной платформы и разветвленной системы региональных сервис-провайдеров. Данная система прежде всего ориентирован на конечного потребителя турпродукта и бизнес-пользователей и позволяет заказывать туры у конкретных туроператоров и турагентов, входящих в нее, а также отдельные услуги (гостиницы, аренда авто, фестивали и выставки, музеи и театры). Оплата заказов осуществляется по кредитным картам, а для поставщиков туруслуг предусмотрена установка специального программного обеспечения, переводящего существующие на бумаге предложения в электронный вид.

Электронная коммерция получила свое развитие благодаря созданным стандартам электронного обмена данными между организациями (Electronic Data Interchange, EDI), которые представляют собой определенные наборы правил электронного оформления типовых деловых документов (заказы, накладные, таможенные декларации, страховые формы, счета и т.д.), а также стандартизацию всех процедур документооборота между компаниями [11]. Кроме того, EDI, по мнению многочисленных пользователей, является удобным, безопасным и надежным интерфейсом. Вместе с тем, данная технология не лишена и недостатков, среди которых наиболее существенными, по мнению специалистов, являются следующие:

  • необходимость доработки программного обеспечения информационных систем компаний для отображения данных из внутрикорпоративного представления) в EDI-совместимый формат;
  • необходимость согласования способа формирования EDI-пaкетов;
  • большой объем трансакций;
  • низкая себестоимость передачи данных.

Данные недостатки приводят к тому, что внедрение EDI становится достаточно сложным и дорогостоящим процессом, что делает ее доступной только крупным компаниям. Для того чтобы сделать EDI-системы доступными для массового потребителя глобальной сети, в середине 1990-х гг. был разработан еще один стандарт — EDIFACT over Internet (EDIINT), описывающий, как передавать EDI-трансакции посредством протоколов безопасной электронной почты SMTP/S-MIME. Однако и этот стандарт не лишен недостатков, в связи, с чем продолжаются попытки связать воедино форматы электронных документов — HTML в Интернете и EDIFACT — в глобальных вычислительных сетях (ГВС).

Существенным недостатком HTML специалисты называют ограниченность набора его тегов для отображения специализированной информации (например, мультимедийной, математических, химических формул и т.д.). На смену HTML предложен XML (Extensible Markup Language) — язык разметки, описывающий целый класс объектов данных, называемых XML-документами. На сегодняшний день для упрощения процессов взаимодействия между информационными системами предприятий, что сразу же привлекло компании среднего и малого размера в мир электронной коммерции, разработан стандарт XML/EDI, который позволил устранить такой недостаток EDI как сложность отображения корпоративных данных из внутреннего представления в EDI-формат. Безусловно, данные разработки также направлены на дальнейшее снижение себестоимости систем электронной коммерции.

Не являясь единой технологией, электронная коммерция в Интернете характеризуется разносторонностью [11]. Она объединяет широкий спектр бизнес-процессов, которые включают в себя: обмен информацией; установление контактов; пред- и послепродажную поддержку; продажу товаров и услуг; электронную оплату, в том числе с использованием электронных платежных систем; распространение продуктов; возможность организации виртуальных предприятий; осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами.

Выводы. Таким образом исследование показало, что технологии цифровой экономики оказывают существенное позитивное влияние на организацию бизнес-процессов, реализуемых в туристско-рекреационной сфере, а именно способствуют росту конкуренции, глобализации сфер деятельности, персонализации взаимодействия, сокращению каналов распределения, сокращению затрат. Вместе с тем для полноценной реализации потенциала цифровой экономики необходимо решить вопросы глобализации, договорных и финансовых проблем, прав собственности, безопасности и совместимости информационных систем, обеспечения непрерывности бизнес-процессов.

Работа выполнена при поддержке Администрации Краснодарского края, Республики Крым и Российского фонда фундаментальных исследований (грант 16-46-230121 «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики», грант 18-410-910011 «Системный анализ регионального хозяйственного комплекса Республики Крым и разработка адаптивной бизнес-модели его развития на основе технологий цифровой экономики»).

Список литературы

  1. Бабкин А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень, Ю.Н. Воробьев // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2017. – Т. 10, № 3. – С. 9-25.
  2. Варнавский В.Г. Цифровые технологии и рост мировой экономики / В.Г. Варнавский // Друкеровский вестник. – 2015. – 3 (7). – С. 73-80.
  3. Громов, А.И. Управление бизнес-процессами: современные методы. монография / А.И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
  4. Модель информационного обеспечения процесса управления развитием курортных территорий регионов юга России на основе геоинформационных технологий / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. В сборнике: Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе сборник научных трудов. Симферополь, 2016. - С. 304-307.
  5. Оптимизация работы службы приема гостей в разных режимах работы предприятий бальнеологических курортных территорий Краснодарского края: логистические аспекты / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Актуальные вопросы современной экономики. 2017. № 4. С. 24-31.
  6. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы / Т.Н. Савина // Финансы и кредит. ‒ 2018. ‒ Т. 24. № 3 (771). ‒ С. 579-590.
  7. Сударушкина И.В. Цифровая экономика / И.В. Сударушкина, Н.А. Стефанова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6. № 1 (18). – С. 182-184.
  8. Уорнер, М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / М. Уорнер, М. Витцель. - М.: Добрая книга, 2015. – 76 c.
  9. Цифровая трансформация как фактор развития национальной экономики / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. В сборнике: Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования в условиях информационной экономики. Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. К 100-летию Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Научный редактор С.П. Кирильчук. 2018. - С. 152-153.
  10. Чукарин, А.В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А.В. Чукарин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 512 c.
  11. Эпплгарт, М. Работа с клиентами: Интернет и Call-центры. Карманный справочник / Майк Эпплгарт, Эдриэн Гаттридж, Кейт Познер. - М.: Гиппо, 2016. – 91 c.