Техническое обслуживание автомобильной техники, как залог ее надежности

№89-1,

технические науки

Важным фактором долговечности и надежности автотранспортной техники является своевременность ее технического обслуживания и ремонта. В зависимости от назначения автомобильной техники требования к техническому обслуживанию несколько отличаются. В данной работе идет речь о техническом обслуживании специальной автомобильной техники.

Похожие материалы

Как известно своевременность проведения обслуживания автомобильной техники существенным образом влияет на безотказность ее работы, а также на ее надежность. Средства, которые будут затрачены на проведение плановых технических обслуживаний, не соизмеримо меньшие, чем на проведение среднего, а тем более крупного ремонта. Техническое обслуживание автомобилей принято подразделять на несколько видов. Это деление обусловлено цикличность проводимых мероприятий, а также сложности и объемы выполняемых работ.

Автомобильная техника, использование которой является регулярной, должна подвергаться ежедневному контрольному осмотру. В ходе такого осмотра производится проверка внешнего состояния автомобиля, контроль давления в шинах, наличие течей технологических жидкостей и смазочных материалов, исправность навесного оборудования, исправность осветительных и звукопередающих устройств и ряд других внешних признаков исправного состояния автомобильной техники. Как правило, контрольный осмотр выполняется водительским составом. В пожарно-спасательных частях внешний осмотр пожарных автомобилей производится при заступлении караула на суточное дежурство, кроме этого при переездах на значительные расстояния целесообразно проводить внешний осмотр автомобилей и во время остановок. Пожарные автомобили имеют высокий клиренс, что позволяет им преодолевать различные препятствия на пути следования к месту вызова, в том числе и водные преграды. Каким бы не был клиренс автомобиля необходимо произвести осмотр автомобиля, как перед водоемом, так и после его проезда.

Требования к надежности пожарных автомобилей являются значительными, поэтому обязательным является регулярное проведение номерных технических обслуживаний — первого, второго, третьего и так далее. Перечень ремонтных работ и заменяемых расходников во время проведения номерных технических обслуживаний определяется техническим паспортом автомобиля, его маркой и производителем. Но в целом перечень регламентных работ во время проведения номерных технических обслуживаний не слишком отличается. Как правило, сюда входят работы по замене смазочных материалов, фильтров, натяжных ремней, деталей трансмиссии и подвески автомобиля.

Следует отметить, что не вся техника, находящаяся на балансе, используется в полном объеме. Часть техники может находиться на хранении, состоять в резерве. Тем не менее, и эта техника должна находиться в исправном состоянии, для чего также предусмотрено проведение технического обслуживания. Такое техническое обслуживание менее затратное, но оно также необходимо. Известно, что период замены смазочных материалов, устанавливаемых производителями, зависит не только от наработки автомобильного средства, его пробега, моточасов и так далее, но и от срока замены смазочного материала. Например, для моторных масел период замены рекомендован не позднее одного года. Поэтому техника, состоящая на хранении, подвергается ежемесячному, полугодовому и годовому обслуживанию.

Характер возможных неисправностей автомобильной техники может зависеть и от сезона (времени года) ее эксплуатации. В зимний период чаще встречаются одни неисправности, в летний период другие. Не так давно, когда на рынке не было такого широкого ассортимента синтетических моторных масел, а присутствовало только минеральной масло, его замену рекомендовалось осуществлять, как минимум два раза в год. Летом заливалось двигатель летнее масло, в зимний период — зимнее. Многим автомобилистам регулярно приходится сталкиваться и с необходимостью замены шин на колесах. Поэтому при переходе с одного сезона на другой также целесообразно проводить техническое обслуживание автомобильной техники. Кроме замены смазочных материалов и шин, также целесообразно проверить систему топливного питания автомобиля, при необходимости провести ее регулировку. Известно, что в зимний период дороги обильно посыпают различными реагентами для снижения аварийности. Эти реагенты могут оказать негативное действие на поврежденный лакокрасочный слой, привести к коррозии. Поэтому все дефекты покраски автомобиля целесообразно устранить во время сезонного обслуживания. Особое внимание следует уделить тормозной системе автомобиля. В летний период возможно образование конденсата в трубопроводах и элементах пневматических приводов тормозных механизмов. Этот конденсат необходимо устранить. Это может быть выполнено подачей воздуха под давлением (продувкой). Во время сезонного обслуживания обращают внимание на системы отопления автомобиля, обдува остекления кабины. В случае обнаружения неисправностей их устраняют в обязательном порядке. Для снижения интенсивности охлаждения двигателя во время остановки в зимний период рекомендуется проводить утепление моторного отсека пожаробезопасными материалами перед переходом на зимний период, а при переходе на весенне-летний период во время сезонного обслуживания эти элементы из моторного отсека убираются на хранение.

Не маловажным элементом безопасной эксплуатации автомобильных средств при переходе с зимнего на летний период и обратно является теоретическая подготовка водительского состава. Целесообразна организация и проведение дополнительных занятий с водительским составом по особенностям эксплуатации автомобильной техники в различные сезоны. На таких занятиях необходимо обращать внимание на правила эксплуатации автомобилей в сезоне, на правила применения расходных и смазочных материалов, на особенности управления техникой.

В заключении следует отметить, что бережная эксплуатация автомобиля, применение его по предназначению и регулярное проведение всех регламентных работ во время технического обслуживания, а также своевременный ремонт и замена расходных материалов обеспечат надежность автомобильной техники и долговечность.

Список литературы

  1. Безбородько, М.Д., Желваков Е.М., Подгрушный А.В. Поддержание технической готовности автоцистерн объектовых пожарных подразделений в зимних условиях. – М.: Вестник Академии ГПС МЧС России, 2004.
  2. Мирошников, Л.В., Болдин, А.П., Пал, В.И. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях / Л.В. Мирошников,А.П. Болдин, В.И. Пал.– М.: Транспорт, 2008. – 267 с.